Разъяснение законодательства

  1. Долг по оплате коммунальных услуг можно взыскать по суду в приказном порядке.

С 01.06.2016 вступают в силу изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ, в соответствии с которыми кредитор вправе получить судебный приказ о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, услуг телефонной связи, а также если заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов с членов ТСЖ или строительного кооператива, если ее размер не превышает 500 000 рублей.

Судебный приказ выносится в течение 5 дней со дня поступления заявления без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений.

Копия судебного приказа высылается должнику, который в течение 10 дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения.

При поступлении возражений судебный приказ судьей, вынесшим его, отменяется с разъяснением взыскателю права предъявить требование о взыскании долга в порядке искового производства.

При отсутствии возражений взыскателю выдается копия судебного приказа для предъявления на исполнение в службу судебных приставов.

  1. Внесены изменения в различные законодательные акты, регулирующие комплекс отношений, связанных с проведением выборов и референдумов в Российской Федерации.

В частности: в Федеральном законе «О политических партиях» уточняются сроки извещения избирательных комиссий о проведении мероприятий, связанных с выдвижением политической партией или ее структурным подразделением своих кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнен положением, согласно которому члену комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, могут компенсироваться за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, в случае если в соответствии с решением комиссии он направляется за пределы населенного пункта, на территории которого расположена комиссия, для исполнения полномочий члена комиссии;

устанавливается возможность закупки у единственного поставщика информационных материалов, размещаемых в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума и помещениях для голосования, услуг по доставке избирательной документации и иных отправлений избирательных комиссий, комиссий референдума;

определены единые сроки рассмотрения всех жалоб, поступающих в избирательные комиссии как в ходе выборов, так и в межвыборный период;

изменениями в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что положения, регламентирующие порядок обращения взыскания на денежные средства должника, не распространяются на средства, находящиеся на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума;

КоАП РФ дополнен нормой, согласно которой в случае вмешательства в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создания помех участию избирателей, участников референдума в голосовании, виновные граждане и должностные лица могут быть подвергнуты административному взысканию в виде штрафа.

Кроме того, изменения и дополнения внесены также в Федеральные законы «О занятости населения в Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Установлено, что если срок полномочий избирательной комиссии субъекта РФ истекает в 2016 году после 29 мая, полномочия этой избирательной комиссии продлеваются до окончания избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Формирование нового состава такой избирательной комиссии субъекта РФ не производится до дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Срок приема предложений по новому составу избирательной комиссии субъекта РФ составляет 30 дней и должен начинаться не ранее дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и оканчиваться не позднее чем через 60 дней со дня указанного официального опубликования. Избирательная комиссия субъекта РФ нового состава собирается на свое первое заседание в десятидневный срок после дня окончания избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

  1. Ветераны боевых действий получили право на бесплатное высшее образование.

Установленное статьей 71 Закона об образовании право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространено на ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

До внесения поправок в статью 108 Закона об образовании квота приема для бесплатного получения высшего образования предусматривалась только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  1. Конституционный Суд РФ встал на защиту должников в исполнительном производстве.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева» признаны неконституционными отдельные положения Закона об исполнительном производстве.

Они, в частности, предусматривают, что после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Причем время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. Возвращение взыскателю исполнительного документа не препятствует его повторному предъявлению к исполнению в пределах срока, установленного названным законом.

Дело в том, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению может неоднократно прерываться предъявлением такого документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю по его заявлению. И всякий раз течение этого срока исчисляется заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю.

В результате указанный срок может продлеваться на неопределенно длительное время. Это ведет к неопределенному по длительности фактическому выведению имущества должника из сферы гражданского оборота и ограничению его права собственности на это имущество.

При реализации имущества, на которое может быть обращено взыскание, риски, обусловленные изменением его рыночной стоимости вследствие затягивания исполнительного производства взыскателем, в большей степени ложатся на должника. Такое регулирование не обеспечивает стабильность и предсказуемость гражданского оборота. Оно нарушает баланс интересов сторон исполнительного производства, поскольку приводит к существенному ущемлению права собственности должника, препятствует его эффективной судебной защите.

Законодателю надлежит внести в правовое регулирование соответствующие изменения.

Впредь до внесения необходимых поправок нужно руководствоваться следующим. Из общей продолжительности срока предъявления исполнительного документа к исполнению необходимо вычитать периоды, в течение которых исполнительное производство осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению. Это касается случаев, когда исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя.

  1. Ипотечные кредиты с субсидированной процентной ставкой (не более 12 процентов) на приобретение жилья на первичном рынке будут выдаваться физическим лицам до 1 января 2017 года.

Ранее было предусмотрено, что период предоставления таких кредитов закончится 1 марта 2016 года.

Общий объём соответствующих субсидий российским кредитным организациям и Агентству по ипотечному жилищному кредитованию увеличен с 700 млрд. рублей до 1 трлн. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.02.2016 N 150 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам)», субсидии представляются по кредитам в размере не более 8 млн рублей для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга и 3 млн рублей для остальных регионов. При этом заемщик должен оплатить не менее 20 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения.

Срок действия кредитного договора (договора займа) должен составлять до 362 месяцев включительно.

Установлено, что по кредитам (займам), выдаваемым с 1 марта 2016 года до 1 января 2017 года, предоставление субсидии предусматривается на возмещение доходов кредитным организациям и АИЖК до уровня ключевой ставки Банка России, увеличенной на 2,5 процентного пункта. При этом в случае снижения ключевой ставки Банка России до уровня 9,5 процентов и ниже субсидии по таким кредитам предоставляться не будут.

  1. В случае утраты паспорта вследствие чрезвычайной ситуации госпошлина не платится.

Федеральным законом №53-ФЗ от 09.03.2016 внесены изменения в статью 333-35 части второй Налогового кодекса РФ дополнены основания освобождения от уплаты государственной пошлины.

Теперь физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации и обратившиеся за получением паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 333-33 Налогового Кодекса РФ за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного или пришедшего в негодность уплачивается государственная пошлина в размере — 1 500 рублей.

Указанные изменения избавят граждан, оказавшихся не по своей воле в трудной жизненной ситуации, от дополнительных материальных затрат.

7.Сокращен срок оформления паспорта гражданина РФ в отдельных случаях.

Постановлением Правительства РФ от 29.02.2016 N 154 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

Срок оформления паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории России, в случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта не по месту жительства, а также в связи с его утратой, если утраченный паспорт выдавался другим территориальным органом ФМС России, сокращен с 2 месяцев до 30 дней.

В случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта по месту жительства паспорт оформляется ему, как и ранее, в 10-дневный срок со дня принятия документов территориальным органом ФМС России.

Кроме того, уточнено, что в случае представления заявления о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной ФМС России, и личной фотографии в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», паспорт оформляется в указанные сроки после личного обращения заявителя в территориальный орган ФМС России и представления паспорта, подлежащего замене, необходимых документов и личных фотографий.

 

 

  1. Законодателем расширен перечень публичных мероприятий.

Федеральным законом от 09.03.2016 №61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» автопробеги и «палаточные городки» отнесены к публичным мероприятиям.

Согласно поправкам с 20 марта 2016 года демонстрацией также признается организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения на транспортных средствах плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; пикетированием – форма публичного выражения мнений путем размещения у пикетируемого объекта быстровозводимых сборно-разборных конструкций.

Устанавливается, что при осуществлении пикетирования с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций требуется подача его организатором уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном законом. Уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

  1. Наложение ареста на единственное жильё признано законным.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 11.01.2016 № 78-КГ-42 признано законным постановление судебного пристава-исполнителя, наложившего арест на квартиру должника, являющуюся единственным пригодным для постоянного проживания помещением.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности в виде жилое помещения (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением.

Однако, исходя из пункта 7 части 1 статьи 64, частей 1, 3, 4 статьи 80 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе наложить арест на имущество должника.

Арест имущества должника в виде квартиры включает запрет распоряжаться имуществом, ограничения права пользования квартирой и обращения на неё взыскания данный арест не предусматривает.

Согласно определению высшей судебной инстанции арест квартиры, наложенный судебным приставом-исполнителем, является гарантией обеспечения прав и законных интересов взыскателя и не может рассматриваться как нарушающий права и законные интересы должника, поскольку направлен на воспрепятствование должника распорядиться квартирой в ущерб интересам взыскателя

  1. Беременных и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, обезопасили от банкротства работодателей.

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.8 и 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» расширен перечень случаев, когда пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачиваются непосредственно территориальными органами ФСС РФ.

В настоящее время это возможно и в ситуации, когда в отношении страхователя проводятся процедуры банкротства.

Кроме того, лица, добровольно вступившие в правоотношения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, освобождены от обязанности представлять отчетность.

Это обусловлено тем, что показатели такой отчетности уже имеются в индивидуальной карточке страхователя данной категории, которая ведется в территориальном органе ФСС РФ.

Указанный Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

  1. Административная ответственность за организацию «финансовых пирамид».

С 20.03.2016 начнет действие новая статья Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (14.62) об ответственности за организацию «финансовых пирамид», где выплата дохода лицам, чьи денежные средства привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств иных физических или юридических лиц при отсутствии инвестиционной, законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Данная статья предусматривает наложение штрафа на граждан до 50 тыс. руб., на должностных лиц до 100 тысяч рублей, на юридических лиц от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Рассматривать материалы таких административных дел будут суды.

Кроме того, названной статьей предусмотрена ответственность за публичное распространение информации, содержащей сведения о привлекательности участия в такой организации, предоставлении средств или иного имущества в рамках данной деятельности и призыв к участию в ней, в том числе, совершенное с использованием средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, включая «Интернет».

  1. Налоговый вычет для родителей в 2016.

С 01.01.2016 вступили в силу изменения в Налоговом законодательстве Российской Федерации о стандартных налоговых вычетах.

Законом установлено, что стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок в размерах:

— 1400 руб. – на первого ребенка;

— 1400 руб. — на второго ребенка;

— 3000 руб. – на третьего и каждого последующего ребенка;

— 12000 руб. – на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом 1 или 2 группы;

— те же правила распространяются на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, только налоговый вычет на детей-инвалидов и учащихся очной формы составляет 6000 руб.

Единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю налоговый вычет предоставляется в двойном размере и прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Если ребенок находится за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает ребенок.

Если один из родителей (приемных родителей) письменно отказался от получения налогового вычета, то второй родитель вправе получать налоговый вычет в двойном размере.

  1. Покупка ювелирных изделий.

Федеральным законом Российской Федерации внесены изменения в ст. 7 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» о правах и обязанностях организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, действующие с 10.01.2016.

Установлено, что при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму не более 40 тыс. руб., либо на сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 тыс. руб., а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом тех же изделий в розницу на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., либо в иностранной валюте на сумму, эквивалентную 100 тыс. руб., идентификация клиента – физического лица, его представителя не проводится (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции, возникают подозрения, что такая операция осуществляется в целях легализации преступных доходов).

В остальных случаях в отношении физических лиц устанавливается фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства или места пребывания, ИНН.

  1. При расчете размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета, применяется «повышенный норматив».

В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статьей 13 указанного закона установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Причем обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В этой связи, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 и от 17.12.2014 № 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, которые составляют:

с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. — 1,1;

с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. — 1,2;

с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. — 1,4;

с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. — 1,5;

с 2017 года — 1,6.

Таким образом, в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться «повышенный норматив».

При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется «базовый норматив».

Денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением «повышенных нормативов» (повышающих коэффициентов), направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

  1. Установлен порядок надзора и контроля за сохранностью автодорог.

Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 26-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил порядок надзора и контроля за сохранностью автодорог.

Органы власти соответствующего уровня наделены полномочием по установлению порядка осуществления надзора (контроля) за обеспечением сохранности автодорог.

Так, согласно поправкам федеральный орган регулирует процедуру федерального надзора в отношении автодорог федерального значения.

Региональный орган определяет порядок осуществления регионального надзора в отношении дорог регионального и межмуниципального значения.

Местный орган устанавливает правила проведения муниципального контроля за сохранностью дорог местного значения.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  1. Реализация крепкого алкоголя индивидуальным предпринимателем недопустима.

Из буквального содержания положений пункта 1 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» следует, что индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность, связанную с розничной реализацией алкогольной продукции, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, поскольку такое право предоставлено только организациям.

Согласно статье 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.

Запрет на реализацию алкогольной продукции без соответствующей лицензии установлен пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ.

Следовательно, осуществляя деятельность по розничной реализации алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), индивидуальный предприниматель действует незаконно, без соответствующего разрешения. При этом сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной продукции, реализуемой предпринимателем, не могли быть получены последним в силу отсутствия у него самого права на приобретение такой продукции для последующей реализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *