Разъяснение законодательства

  1. Расторжение трудового договора в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Согласно пункту 8 частью 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Данное основание расторжения трудового договора предусматривает наличие специального субъекта, а именно работника, осуществляющего воспитательные функции (воспитатели, учителя, преподаватели учебных заведений, мастера производственного обучения и другие). Работники, не выполняющие воспитательных функций (в том числе руководители организаций, структурных подразделений), не могут быть уволенными по этому основанию.

Трудовое законодательства не связывает увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с местом, где совершен аморальный проступок – на работе или в ином месте. С учетом этого работник, осуществляющий воспитательные функции, может быть уволен за совершение аморального проступка, в том числе в быту.

В Российском законодательстве не дано правового определение аморального проступка.

Согласно общепринятым понятиям совершение аморального проступка – это совершение каких-либо действий или бездействия, противоречащих принятым нормам морали, являющихся безнравственными. Вместе с тем, совершение таких действий должно быть несовместимым с продолжением трудовой деятельности.

Одним из примеров совершения аморального проступка является применение мер воспитания, которые связаны с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося. Степень тяжести проступка оценивается с учетом конкретных обстоятельств лицом, осуществляющим увольнение, либо органом по рассмотрению трудовых споров.

Если аморальный проступок совершен работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то такой работник может быть уволен с работы п. 8 ч.1 ст.81 ТК РФ при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст.193 ТК РФ.

В случае, когда аморальный проступок совершен вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то увольнение в данных случаях не является мерой дисциплинарного взыскания, применение которой обусловлено сроками, установленными ТК РФ, поскольку в силу ч.1 ст.192 ТК РФ дисциплинарные взыскания применяются только за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Такое увольнение возможно не позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем. Днем обнаружения проступка следует считать день, когда работодателю стало известно или должно было стать известно о факте совершения проступка (ч.5 ст. 81 ТК РФ).

На увольнение по указанному основанию не распространяются гарантии, предусмотренные ч. 4 ст. 261 ТК РФ для лиц с семейными обязанностями.

Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ срок для обращения в суд с требованиями о восстановлении на работе 1 месяц со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

  1. Новые правила налогообложения доходов от продажи объектов недвижимости, приобретённых после 01.01.2016.

Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ. Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 217.1 «Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества», которой вводится понятие «минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества».По общему правилу он будет составлять 5 лет.

Для целей налогообложения изменен не только срок владения объектом, но и установлен контроль над ценой продажи объекта.

Согласно п. 6 ст. 210 НК РФ (в редакции с 01.01.2016) налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 НК РФ.

В новой редакции будет применяться п. 17.1 ст. 217 НК РФ, устанавливающий льготу по налогу на доходы от продажи имущества. С 01.01.2016 не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период:

— от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 НК РФ;

— от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Согласно п. 2 ст. 217.1 НК РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;

2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;

3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком — плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

В иных случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет. При этом данный срок (5 лет) законом субъекта РФ может быть уменьшен вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества (ч. 1, п. 6 ст. 217.1 НК РФ).

Кроме того, согласно внесенным изменениям заниженная стоимость в договоре купли-продажи от налогов не спасет. Так как, начиная с января 2016 года, в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества окажутся меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, данная норма не применяется.

В свою очередь, законом субъекта РФ размер понижающего коэффициента (0,7) также может быть уменьшен вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества (ч. 2, п. 6 ст. 217.1 НК РФ).

 

3.Поправки в КоАП РФ за затягивание выдачи разрешения на строительство.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 10 января 2016 года антимонопольная служба получила полномочия на рассмотрение жалоб в отношении госорганов, муниципалитетов и инженерно-технических организаций, отвечающих за сферу строительства.

При нарушениях на всех уровнях – от выделения земельных участков до постановки на кадастровый учет – хозяйствующие субъекты смогут в течение трех месяцев обратиться в ФАС и обжаловать незаконные действия или бездействие властей по короткой семидневной процедуре. В случае подтверждения нарушения регулятором будет выдано обязательное для исполнения предписания для устранения этого нарушения.

Кроме того, закон предусматривает привлечение нарушителей к административной ответственности по ст.14.9.1. «Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства». Согласно санкции статьи для чиновников штраф составит от 3 до 5 тысяч рублей, при повторном нарушении — 30–50 тысяч рублей или дисквалификация на 2 года.

  1. Права работников при осуществление трудовой деятельности в выходные или праздничные дни.

В течение рабочего года работодатели сталкиваются с ситуациями, при которых возникает необходимость привлечь сотрудников, не работающих по сменному графику, к работе в выходные или праздничные дни.

При этом, не стоит забывать, что по общему правилу трудовым законодательством установлен запрет на работу в выходные и праздничные дни (ч.1 ст.113 Трудовой кодекс РФ (далее по тексту – ТК РФ). Исключением из данного правила являются 2 ситуации, при возникновении которых законодатель дает право работодателю привлекать своих сотрудников к работе в эти дни:

-вызов работника возможен только при обязательном получении согласия работника.

Так, например, если появилась непредвиденная работа, от срочного выполнения которой в дальнейшем зависит нормальная работа организации, и спрогнозировать и запланировать появление такой работы было невозможно, то работодатель может вызвать сотрудника на работу в выходные, но только с письменного согласия последнего (ч.2 ст.113 ТК РФ). Если же письменное согласие до выхода на работу в выходной или праздничный день работодатель получить не успел (сотрудник, например, дал только устное согласие), то сделать это можно и нужно уже непосредственно в день его выхода на работу.

-вызов работника возможен без получения согласия работника.

Законодатель в п.п.1-3 ч.3 ст.113 ТК РФ называет случаи, при которых работник обязан явиться на работу в выходные или праздники, даже если он не давал на это своего согласия:

-для предотвращения или устранения последствий катастрофы,

производственной аварии или стихийного бедствия;

-для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

-для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Законодатель в ТК РФ и иных нормативных правовых актах уделил особое внимание вопросам оплаты труда работников в выходные или праздничные дни.

Так, статьей 153 ТК РФ предусмотрено два варианта компенсации работы в выходные и праздничные дни: работодатель должен оплатить отработанный день либо в двойном размере, либо в одинарном с предоставлением дополнительного дня отдыха. Работник вправе самостоятельно выбрать вариант компенсации.

Что касается размера доплаты, то он зависит от формы оплаты труда сотрудника. Так, для сдельщиков компенсация должна быть выплачена в размере не менее двойной сдельной расценки (ч.2 ст.153 ТК РФ). Для тех, чей труд оплачивается по дневным (часовым) тарифным ставкам – в размере двойной ставки (ч.3 ст.153 ТК РФ). А тем, кто получает оклад, компенсация также рассчитывается исходя из дневной (часовой) ставки. При этом, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени, то работодатель должен компенсировать работу в выходной день в общеустановленном порядке. А вот если месячная норма не превышена, то и оплата будет производиться лишь в одинарном размере (ч.4 ст.153 ТК РФ).

Второй вариант компенсации работы в выходной или праздничный день – дополнительный день отдыха. На получение данной компенсации работник должен изъявить свое согласие, написав соответствующее заявление в произвольной форме (работник может запросить любой день на свое усмотрение).

 

  1. Сохранения среднего заработка на период приостановления работы.

Федеральным законом от 30.12.2015 №434-ФЗ внесены изменения в статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации «Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику».

Согласно указанной статье, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы и, кроме того, в период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

С целью недопущения нарушений работодателем прав работников на получение заработной платы в установленные сроки и повышения ответственности работодателя, статья 142 Трудового кодекса РФ дополнена частью 4, в которой закреплено, что на период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.

 

  1. Установлен порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 октября 2015 г. №446 утвержден Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В пункте 1 Порядка установлено, что к договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные гражданским законодательством РФ, если иное не установлено лесным законодательством РФ.

На основании п. 3 Порядка, договор заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ) в следующих случаях:

— в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, при осуществлении заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд;

— в исключительных случаях, предусмотренных законами субъекта РФ, при осуществлении заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами;

— в лесничествах, лесопарках, расположенных на землях лесного фонда, при осуществлении заготовки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства.

При этом, допускается заключение договора без проведения аукциона при осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также в случае заготовки древесины гражданами для собственных нужд.

Подготовка договоров купли-продажи лесных насаждений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а подготовка указанных договоров в отношении лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, государственных природных заповедников и национальных парков

— федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год. Заготовка древесины осуществляется в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений.

  1. Работодателей будут уведомлять о наличии задолженности у физических лиц по уплате имущественных налогов.

Федеральная налоговая служба России предусмотрела возможность информирования работодателей о наличии у физических лиц задолженности по уплате имущественных налогов. Порядок уведомления определен в письме ФНС России от 21.10.2015 № ГД-48/18401 » Об урегулировании задолженности физических лиц».

Территориальные налоговые органы, в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей не позднее 5-ти рабочих дней после наступления срока уплаты, указанного в налоговом уведомлении, формируют документ о выявлении недоимки у налогоплательщика. Направляют физическому лицу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов в установленные сроки в зависимости от размера недоимки.

Также, на постоянной основе осуществляют анализ данных информационного ресурса местного уровня «Расчеты с бюджетом» о наличии у налогоплательщика излишне уплаченных сумм и задолженности по одному виду налогов, а также пеням и штрафам с целью выявления излишне уплаченных сумм и проведения зачетов.

После истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей налоговый орган информирует работодателя о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ.

 

  1. Увеличен стандарт налоговых вычетов по НДФЛ на ребенка инвалида.

В связи с внесением изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 23.11.2015 № 317-ФЗ «О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») с 1 января 2016 года стандартный налоговый вычет по НДФЛ на ребенка-инвалида будет увеличен до 12 000 рублей.

Налоговый вычет в указанном размере предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя и усыновителям в отношении:

ребенка-инвалида до 18 лет;

учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

При этом физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзаце одиннадцатом настоящего подпункта, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

  1. Изменения в законодательстве об исполнительном производстве.

15 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2015 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» , которым установлено, что в отношении должников могут быть введены временные ограничения на пользование специальным правом, предоставленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Так, при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований исполнительного документа о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба или морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом.

Установлен перечень случаев, при которых временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться (в том числе, если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10000 рублей и др.).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен ст. 17.17, которой предусмотрена административная ответственность (обязательные работы на срок до 50 часов или лишение специального права на срок до 1 года) за нарушение временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления транспортным средством

 

  1. Увеличен размер материальной ответственности граждан за несвоевременную оплату услуг ЖКХ

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины энергетических ресурсов.

В частности, с указанной даты при неоплате гражданами задолженности за потребленные коммунальные услуги на период до 30 дней пеня начисляться не может, а с 31 по 90 день задолженности пеня начисляется из расчета 1/300 ставки рефинансирования от всей суммы долга. С 91-го же дня размер пени составит 1/130 ставки рефинансирования от размера задолженности за каждый день просрочки платежа.

Ранее пеня начислялась в размере 1/300 ставки рефинансирования с первого дня просрочки задолженности, однако независимо от периода неоплаты суммы долга ее размер оставался неизменным.

С целью повышения платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов названными поправками размер пени при неоплате задолженности за услуги жилищно-коммунального хозяйства сроком более 90 дней увеличился в 2,3 раза.

В соответствии с указанием Банка России от 11.12.2015 ставка рефинансирования с 1 января 2016 года составляет 11 % годовых.

  1. Материалы видеозаписи с видеорегистратора, установленного в транспортном средстве, могут быть доказательством по делу об административном правонарушении

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами, к которым в силу ч. 2 ст. 26.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ могут быть отнесены и материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

Частью 1 ст. 25.1 и ч. 2 ст. 25.2 КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшему гарантируется право представлять доказательства, а также пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными названным кодексом.

Таким образом, суд не вправе отказать в приобщении к материалам дела видеозаписи, произведенной видеорегистратором, установленным в транспортном средстве, которая впоследствии должна быть оценена наряду со всеми иными собранными по делу доказательствами по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

  1. Внесены изменения в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

Федеральным законом от 23.11.2015 № 314-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», содержание которого дополнено статьей 3.1.

Согласно статье 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

В целях обеспечения равного уважения к мировым традиционным религиям Федеральным законом установлено, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу христианства, ислама, иудаизма и буддизма, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами (ст. 3.1. Федерального закона от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ).

Положения Федерального закона от 23.11.2015 № 314-ФЗ вступили в силу с 23.11.2015 г.

  1. Утверждены Правила подачи и рассмотрения заявления юридического лица и ИП об исключении из плана проверок органа контроля

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268 утверждены Правила подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.

Ранее был установлен временный запрет на проведение плановых проверок субъектов малого бизнеса (с рядом исключений). Он действует с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. При этом, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель полагают, что они незаконно включены в ежегодный план проверок, они вправе подать заявление об исключении их из плана.

Названными Правилами установлен порядок подачи и рассмотрения такого заявления.

Заявление направляется в орган государственного (муниципального) контроля, утвердивший ежегодный план. В постановлении приведена его форма. К заявлению необходимо приложить требуемые документы, которые перечислены Правилами. Заявление и документы можно направить на бумажном носителе или в электронной форме.

Заявление и документы рассматриваются органом в течение 10 рабочих дней. Принимается соответствующее решение, которое направляется заявителю по почте или в форме электронного документа.

Заявитель вправе обжаловать решение в административном и (или) судебном порядке.

Также Правилами предусмотрена обязанность территориального органа, принявшего решение об исключении юридического лица или индивидуального предпринимателя из своего ежегодного плана, проверить наличие проверок в отношении этого субъекта и в плане соответствующего федерального органа исполнительной власти. При положительном результате последний направляет необходимую информацию в другие территориальные органы для принятия ими решения об исключении юридического лица, индивидуального предпринимателя из их планов проверок.

Кроме того, скорректирован порядок подготовки ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами контроля.

В частности, расширен перечень оснований для внесения изменений в план. Теперь это возможно, помимо прочего, в случае принятия органом контроля вышеназванного решения. Также с 10 до 3 дней сокращен срок уведомления органов прокуратуры о внесенных в план изменениях.

Положения Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268 вступили в силу с 12.12.2015.

  1. Об изменениях в законодательстве, регулирующем порядок рассмотрения обращений граждан

Федеральным законом от 03.11.2015 № 305-ФЗ внесены изменения в статью 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которым отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством РФ, пользуются правом на личный прием в государственных органах, органах местного самоуправления в первоочередном порядке.

К числу указанных лиц отнесены Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, которые по вопросам, регулируемым Федеральным законом «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», принимаются в первоочередном порядке руководителями и иными должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Закрепление за отдельными категориями граждан права на личный прием во внеочередном порядке руководителями и уполномоченными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления является мерой социальной поддержки и дополнительной гарантией реализации льготными категориями граждан конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Изменения вступили в силу с 15 ноября 2015.

  1. Изменения в законодательстве о взыскании штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения

С 01 января 2016 года вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предоставляющие возможность автолюбителям вдвое сократить размер штрафа за совершенное правонарушение в области дорожного движения

Водитель, в отношении которого за нарушение правил дорожного движения вынесено постановление о назначении наказания в виде штрафа, в случае оплаты в течение 20 дней оплачивает половину назначенной ему суммы штрафа

Так, ГИБДД станет передавать в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) данные о начислении половины суммы штрафа. То есть водителю, в случае, если он соберется оплатить штраф в течение 20 дней после вынесения соответствующего постановления, через банк или платежную систему будет автоматически выставлен т.н. «половинный» счет. По истечении этого срока сумма штрафа автоматически удвоится — до уровня, установленного постановлением суда.

Просим обратить внимание, что снижение штрафа нельзя получить при совершении ряда административных правонарушений, а именно, предусмотренных ч.1.1 ст. 12.1, ст. 12.8, ч. ч. 6,7 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.12, ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16, ст. 12.24, 12.26, ч.3 ст. 12.27 КоАП РФ.

Тем, кто желает воспользоваться возможностью сэкономить на оплате штрафа следует помнить о том, что помимо сотрудников ГИБДД фиксацию правонарушений осуществляют специализированные технические средства, в связи с чем, вовремя оплатить штраф в льготных условиях становится сложнее, т.к. постановление приходит нарушителю позднее даты его вынесения.

Чтобы отслеживать ситуацию, можно зарегистрироваться на сайте госуслуг, где предусмотрена возможность установления SMS-извещения о новых штрафах. Второй вариант — периодически самостоятельно проверять наличие штрафов через официальный сайт ГИБДД.

  1. С 2016 года граждане вправе потребовать удаления из сети «Интернет» недостоверной информации о себе

С 01.01.2016 вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поправками гражданам предоставлено право скрыть в сети «Интернет» недостоверную или устаревшую информацию о себе.

Так, в соответствии со ст.10.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» каждый гражданин сможет обратиться к оператору поисковой системы, распространяющему в сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и потребовать удалить информацию о себе, распространяемую с нарушением законодательства Российской Федерации, являющуюся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя.

Данные положения не распространяются на информацию о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информацию о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

Оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, в течение десяти рабочих дней.

В целях обеспечения реализации указанного права гражданина Федеральным законом от 30.12.2015 № 439-ФЗ за неисполнение оператором поисковой системы содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в сети «Интернет», с 10.01.2016 установлена административная ответственность в виде штрафа для граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 80 тысяч до 100 тысяч рублей.

  1. Приняты меры по повышению прозрачности проверок юридических лиц и ИП.

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» приняты поправки, которыми уточнены полномочия контрольно-надзорных органов (государственных и муниципальных) при проведении проверок.

Закреплено их право запрашивать и получать на безвозмездной основе, в т. ч. в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством РФ перечень, от иных органов и организаций, в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Необходимые процедуры утвердит Правительство РФ.

Урегулирована процедура запроса сведений, содержащих налоговую или иную охраняемую законом тайну.

Одновременно введен запрет требовать от подконтрольных лиц представить документы, включая разрешительные, которые находятся в распоряжении органа, организации.

Также нельзя повторно требовать информацию, которая ранее была предоставлена и (или) размещена в государственных (муниципальных) информационных системах, реестрах и регистрах.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 г. Предусмотрен ряд переходных положений.

  1. С 15 января 2016 вступил в силу закон об ограничении водительских прав

28.11.2015 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрена возможность временного ограничения специального права должника судебным приставом-исполнителем.

Установлено, что при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом

Под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами. В число транспортных средств входят: автомобильные транспортные средства, мотоциклы, мопеды и легкие квадрациклы, трициклы и квардициклы, самоходные машины.

Подобное исполнительное действие будет совершаться судебным приставом-исполнителем в отношении должника для исполнения им требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.

Федеральным законом предусмотрены случаи, при которых временное ограничение специального права должника не может применяться:

— если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;

— если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;

— если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом 1 или 2 группы либо ребенком – инвалидом;

— если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей;

— если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного листа.

Копия постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом не позднее дня, следующего за днем его вынесения, должна быть вручена должнику лично.

Подразумевается, что подобные изменения мотивируют должников к добровольному исполнению требований исполнительных документов и способствуют повышению эффективности исполнения административного наказания в виде административного штрафа.

  1. С 1 января 2016 года запрещен заемный труд

С  1 января 2016 года вступили в силу изменения в федеральное законодательство, касающиеся урегулирования условий и порядка заимствования персонала у других работодателей.

В частности, вводится новая статья 56.1 Трудового кодекса РФ, запрещающая заемный труд.

Дается определение заемному труду – это труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Установив запрет на заемный труд, законодатель одновременно ввел новый вид деятельности – «деятельность по предоставлению труда работников (персонала)». В связи с этим в Законе РФ  «О занятости населения в Российской Федерации» появилась новая норма — статья 18.1, в которой перечислены условия для осуществления данного вида деятельности, а в Трудовой кодекс РФ добавлена новая глава 53.1 «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Круг лиц, которые с 2016 года смогут осуществлять деятельность по предоставлению труда работников, ограничен.

Договор с принимающей работников стороной (физлицом или организацией) будет называться «Договор о предоставлении труда работников (персонала)». По такому договору исполнитель (например, частное агентство занятости) временно направляет своих работников с их согласия к заказчику для выполнения трудовых функций, определенных их трудовыми договорами, в интересах, под управлением и контролем заказчика. А заказчик обязан оплатить услуги организации, предоставившей персонал, и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными их трудовыми договорами.

Право предоставлять труд работников получат частные агентства занятости –зарегистрированные на территории РФ юридические лица, которые прошли специальную аккредитацию. Порядок проведения аккредитации должно определить Правительство РФ. В настоящее время соответствующий документ еще не принят. Однако, уже сейчас известны требования, предъявляемые к частным агентствам занятости:

  • наличие уставного капитала не менее 1 млн. рублей;
  • отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • наличие у руководителя агентства высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в РФ не менее двух лет за последние три года;
  • отсутствие у руководителя агентства судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

В трудовом договоре работника должно быть прописано условие о том, что он будет трудиться в интересах, под управлением и контролем физического лица или организации, не являющихся для него работодателем. При этом включить такое условие в трудовой договор можно лишь в строго оговоренных случаях, перечень которых указан в ст. 341.2 ТК РФ:

  • если работник временно направляется к физическому лицу, которое не является ИП, в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;
  • если работник направляется к организации или ИП для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы;
  • если работник направляется к организации или ИП для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг. Отметим, что если через агентство занятости предполагается привлечь на такие работы более 10 процентов от среднесписочной численности работников, то при принятии этого решения необходимо учесть мнение профсоюза.

Законодатель выделил три категории работников, которые могут быть направлены на работу к принимающей стороне не только в перечисленных выше случаях, но также во всех случаях, когда допускается оформление срочных трудовых договоров. К таким категориям работников относятся:

  • лица, обучающиеся по очной форме обучения;
  • одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Другие юридические лица, в том числе иностранные, смогут осуществлять деятельность по представлению труда работников только в том случае, если с их согласия работники временно направляются:

  • в аффилированную организацию;
  • в акционерное общество, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
  • в организацию, являющуюся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

Таким образом, законодательство очень серьезно ограничило возможности по предоставлению персонала теми организациями, которые не являются частными агентствами занятости.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *