Разъяснения законодательства

1.     Рецидив преступлений

В соответствии с положениями уголовного закона рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление.

Отсутствует рецидив при совершении лицом преступления по неосторожности.

Частью 4 ст. 18 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении рецидива преступлений не учитываются предыдущие судимости за совершение умышленных преступлений небольшой тяжести, судимости за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте, судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным, либо с предоставлением отсрочки исполнения приговора, если условное осуждение или отсрочка исполнения приговора не отменялись, снятые или погашенные судимости в порядке.

Наличие в действиях лица рецидива преступлений влечет назначение более тяжкого наказания.

Правила назначения наказания при рецидиве преступлений предусмотрены в ст. 68 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, срок наказания при любом виде рецидива преступлений не может быть менее одной трети максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

В то же время, при наличии смягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных ст. 61 Уголовного кодекса Российской Федерации, при любом виде рецидива срок наказания может быть назначен судом менее одной трети максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, а при наличии исключительных обстоятельств (ст. 64 УК РФ) судом может быть назначено  более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление.

 

2.                На проведение проверок субъектов малого предпринимательства введен мораторий

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения.

Согласно изменениям с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со  статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи, оказание скорой медицинской помощи, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление розничных средств в аптечных учреждениях, оптовую торговлю лекарственными средствами, дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее (полное) общее образование, деятельность детских лагерей на время каникул, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания.

На лиц, не подпадающих под критерии субъектов малого предпринимательства, указанный запрет не распространяется.

Исключением являются случаи, когда в отношении названных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

В случае если лицо, являющееся субъектом малого предпринимательства, было включено в план проведения проверок согласно части 3 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ, оно подлежит исключению из плана по соответствующему заявлению лица, поданному в орган государственного (муниципального) контроля.

Если плановая проверка начата в отношении субъекта малого предпринимательства, такая проверка подлежит прекращению в силу части 5 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ, в случае если лицо подтверждает отнесение к субъекту малого предпринимательства.

3.     Ответственность за оскорбление

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, является административным правонарушением, ответственность за которое установлена статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть первая статьи 5.61 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде штрафа для граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; для должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей

Частью 2 статьи 5.61 КоАП РФ предусмотрена ответственность за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. За указанные действия установлена ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Часть 3 статьи 5.61 КоАП РФ устанавливает ответственность за непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, за что предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 28.4 КоАП РФ полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.61 КоАП РФ, отнесены к исключительной компетенции прокурора, рассматривают административные дела данной категории мировые судьи.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является обращение граждан в органы прокуратуры.

4.                Правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг

Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 926 утверждены Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), которые вступают в силу с 1 января 2016 года.

На основании Общих правил Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации устанавливают применяемые государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями правила определения требований к закупаемым для обеспечения их нужд отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).

Правила предусматривают обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства и другие характеристики (в том числе предельные цены) товаров, работ, услуг и (или) обязанность государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов устанавливать значения их свойств и характеристик (ведомственный перечень).

Ведомственный перечень формируется с учетом обязательного перечня и утверждается государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и муниципальными органами в форме перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых устанавливаются потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и другие характеристики, имеющие влияние на цену отдельных видов товаров, работ, услуг.

Ведомственный перечень должен позволять обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводить к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или относятся к предметам роскоши в соответствии с российским законодательством.

 

  1. Апелляционный порядок рассмотрения судебных решений по уголовным делам

Федеральным законом от 29.12.2010 № 433-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации введена новая глава 45.1, установившая иную систему пересмотра судебных решений в апелляционном порядке.

Целью данного закона являлось повышение гарантированного Конституцией Российской Федерации уровня судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Им установлен единый для всех судов общей юрисдикции апелляционный порядок проверки не вступивших в законную силу судебных актов по уголовным делам.

Согласно требованиям ст. 389.1 УПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционным жалобам, представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора, а также законность и обоснованность иного решения суда первой инстанции.

Право на апелляционное обжалование судебных решений принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю или вышестоящему прокурору, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

Апелляционная жалоба, представление приносятся через суд, постановивший приговор, вынесший иное обжалуемое судебное решение, порядок их принесения определен ст. 389.3 УПК РФ.

Апелляционная жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции в силу требований ч. 1 ст. 389.4 УПК РФ могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда, а осужденным, содержащимся под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему их копий, при этом поданные апелляционные жалоба и представление с пропуском срока, оставляются без рассмотрения.

Апелляционные жалоба, представление в соответствии с ч. 1 ст. 389.6 УПК РФ должны содержать наименование суда апелляционной инстанции, в который они подаются; данные о лице, их подавшем, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения; указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего; доводы лиц, их подавших, с указанием оснований, предусмотренных ст. 389.15 УПК РФ; перечень прилагаемых к апелляционным жалобе, представлению материалов; подпись лиц их подавшим.

В случае несоответствия апелляционных жалобы, представления требованиям, установленным указанной статьей УПК РФ, суд их возвращает, с установлением срока для пересоставления. Если требования суда не выполнены и апелляционные жалоба, представление в установленный судом срок не поступили, они считаются неподанными. В этом случае приговор, иное обжалуемое судебное решение считаются вступившими в законную силу.

 

  1. Регистрационый учет лиц содержащихся в местах лишения свободы

Статьей 81.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что регистрация и снятие с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы граждан Российской Федерации, постановка на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляются администрацией соответствующего следственного изолятора или исправительного учреждения.

Порядок регистрационного учета осужденных к лишению свободы по месту пребывания (в отношении граждан Российской Федерации) предусмотрен статьей 5  Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» а также пунктами 14, 29 (2), 30 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (в редакции от 05.03.2015).

В соответствии с требованиями указанных нормативно-правовых актов регистрация гражданина по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), исполняющем наказание в виде лишения свободы, производится по прибытии такого гражданина уполномоченным должностным лицом этого учреждения на основании приговора суда, вступившего в законную силу, и документа, удостоверяющего личность. В случае отсутствия документа, удостоверяющего личность (до оформления такого документа), регистрация граждан, осужденных к лишению свободы, по месту пребывания осуществляется на основании данных о гражданине, указанных в приговоре суда.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания в учреждениях УИС, исполняющих наказание в виде лишения свободы, производится по выбытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения.

Информацию о регистрации граждан по месту пребывания и снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания администрация учреждений УИС, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должна быть предоставлена администрацией исправительных учреждений в течение 7 рабочих дней в территориальный орган Федеральной миграционной службы.

 

  1. Изменения в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

С 9 декабря 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым религиозные организации, получившие денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять отчет о его фактическом расходовании и публиковать такой отчет в Интернете или СМИ.

Кроме того они также обязаны отчитываться о своей деятельности, составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от указанных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок вышеуказанных документов при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации будет являться основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке.

Также определены полномочия должностных лиц федерального органа государственной регистрации или его территориальных органов при осуществлении контроля за деятельностью религиозных организаций, в частности, данные должностные лица наделяются правом проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций при наличии в их деятельности признаков экстремизма (терроризма) или иных нарушений законодательства Российской Федерации.

 

  1. Гарантии трудовых прав беременных женщин

В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ) содержатся нормы, закрепляющие для беременных женщин повышенные гарантии по сравнению с другими его нормами, регламентирующими расторжение трудового договора. Так, в соответствии с частью первой ст. 261 ТК РФ запрещается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Эта норма, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 06.12.2012 № 31-П, является трудовой льготой, обеспечивающей стабильность положения беременных женщин как работников и их защиту от резкого снижения уровня материального благосостояния, обусловленного тем обстоятельством, что поиск новой работы для них в период беременности затруднителен.

При этом Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении констатировано, что и в случае однократного грубого нарушения беременной женщиной своих обязанностей она может быть привлечена к дисциплинарной ответственности с применением иных дисциплинарных взысканий, помимо увольнения.

Таким образом, из буквального толкования части первой ст. 261 ТК РФ следует, что законом установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя беременных женщин, кроме единственного исключения — ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. При этом названная норма не ставит возможность увольнения беременной женщины в зависимость от того, был ли поставлен работодатель в известность о ее беременности и сообщила ли она ему об этом, поскольку это обстоятельство не должно влиять на соблюдение гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для беременных женщин при увольнении по инициативе работодателя. В таком случае правовое значение имеет лишь сам факт беременности на день увольнения женщины по инициативе работодателя.

Данное толкование приведенных нормативных положений согласуется с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», в пункте 25 которого обращено внимание судов на то, что, поскольку увольнение беременной женщины по инициативе работодателя запрещается, отсутствие у работодателя сведений о ее беременности не является основанием для отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе.

Работодателям следует помнить, что в соответствии со ст. 145 Уголовного кодекса Российской Федерации необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

 

  1. Соглашение об уплате алиментов требует обязательного нотариального удостоверения

 

Семейным кодексом Российской Федерации установлено, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяется родителями самостоятельно. Родители вправе заключать соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). При этом соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 240-ФЗ внесены изменения в ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации, регламентирующую форму соглашения об уплате алиментов, согласно которым, если соглашение не имеет нотариального удостоверении, оно в соответствии с п. 3 ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным.

  1. Должников в рамках исполнительного производства могут лишить права управления транспортными средствами

 

Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 340-ФЗ в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» внесены изменения, наделяющие судебных приставов-исполнителей полномочиями по наложению временного ограничения на пользование специальным правом – правом на управление транспортными средствами.

Так, при неисполнении без уважительных причин должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа о взыскании алиментов, возмещении вреда, причинённого здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причинённых преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом.

Такое ограничение не может применяться в случаях, если оно лишает должника основного законного источника средств к существованию, должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится инвалид I или II группы либо ребенок-инвалид, если сумма задолженности по исполнительным документам не превышает 10 000 руб., а также когда должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения.

Действует такая мера до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для её отмены.

За нарушение должником установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом (право управления транспортным средством), статьей 17.17 КоАП РФ введена административная ответственность в виде обязательных работ на срок до 50 часов или лишения специального права на срок до 1 года.

Федеральный закон вступил в силу с 15 января 2016 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *