8 мифов об обязательном медицинском страховании

Многие люди предвзято относятся к бесплатной медицине, обязательному медицинскому страхованию, качеству медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.  Мы поговорили об этом с директором Кировского филиала страховой медицинской компании «СОГАЗ-Мед» Андреем Динером.  

 

 

Миф 1: Я не болею и к врачам не хожу, зачем же мне полис ОМС?

 

А.А. Динер:

 

Совершенно здоровых людей, которым не требуется медицинская помощь, у нас крайне мало, зато есть недообследованные.  Зачем же нужен полис ОМС? С этим документом все граждане РФ могут получить бесплатную медицинскую помощь, в том числе и высокотехнологичную, на всей территории РФ в государственных и частных клиниках, которые работают в системе ОМС.

 

Помощь предоставляется за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой ОМС, а на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, в объеме, установленном территориальной программой ОМС.

 

Но даже если у вас нет полиса ОМС, это не значит, что вы остаетесь совсем без медицинской помощи: экстренную медицинскую помощь вам предоставят и без него.

 

В случае, если состояние здоровья вас полностью устраивает, диспансеризацию и профилактический медицинский осмотр в установленные сроки все же рекомендуется проходить с полисом ОМС, чтобы отклонения в здоровье выявлять тогда, когда клинических проявлений болезни еще нет.

 

 

Миф 2: В бесплатной поликлинике нельзя получить качественную медицинскую помощь. В частной клинике лечение лучше. Это действительно так?

 

А.А. Динер:

 

Как государственные, так и коммерческие медицинские организации работают в соответствии с едиными медицинскими стандартами, а значит, объем медицинской помощи пациент получает одинаковый. Клинические рекомендации Минздравом регулярно обновляются с учетом внедрения современных методов диагностики, новых лекарственных препаратов и схем лечения.

К сожалению, бывает, что полученный от лечения результат не удовлетворяет пациента, потому что отличается от запланированного/ожидаемого. Это связано с тем, что любое лечение/обследование связано с рисками осложнений и побочных эффектов. Также возможно наличие индивидуальных анатомических или физиологических особенностей пациента, что тоже повышает процент осложнений лечебного процесса. Все вышесказанное означает, что результат лечения конкретного человека будет отличаться от любого другого, даже с аналогичным диагнозом.

Но в случае с лечением по полису обязательного медицинского страхования, неудовлетворенный результатами лечения человек может обратиться в свою страховую компанию, и мы проведем проверку правильности поставленного диагноза, полноты обследований и назначенного лечения, и при необходимости примем соответствующие меры.

 

Миф 3: Оформить полис ОМС сложно. Надо идти в офис, стоять в очереди. Неизвестно, когда можно получить полис на руки. Так ли это?

 

А.А. Динер:

 

Оформить полис ОМС можно очень просто и различными удобными для вас способами.

С 01.12.2022 г. для оформления полиса ОМС на материальном носителе (выписка о полисе ОМС из единого регистра застрахованных лиц со штрихкодом) необходимо подать заявление лично или через своего представителя в следующих формах: на бумажном носителе, путем личного обращения в страховую медицинскую организацию, или электронного документа, направляемого через Единый портал «Госуслуги», если у Вас подтвержденная учетная запись. В этом случае и ходить никуда не нужно. Также полис ОМС в Кировской области можно оформить в офисах МФЦ «Мои документы». Для оформления полиса Вам понадобится паспорт и СНИЛС, а для оформления полиса ОМС на ребенка – еще его свидетельство о рождении.

Важно знать, что после получения полиса ОМС в «СОГАЗ-Мед», компания берет на себя все обязанности по защите ваших прав на получение бесплатной медицинской помощи в системе ОМС

 

Миф 4:  По полису ОМС нельзя рассчитывать на высокотехнологичную медицинскую помощь с использованием современного оборудования. Все оборудование в государственных клиниках устаревшее. Так ли это?

 

А.А. Динер.:

 

Все обстоит с точностью до наоборот. Только государство может себе позволить вкладывать финансовые средства в дорогостоящую аппаратуру, не ставя цели окупаемости, как в частных клиниках. А, как правило, оборудование для высокотехнологичной медицинской помощи стоит очень больших денег, которые не может себе позволить ни одна частная клиника.

Приведу несколько примеров:

За два последние года свыше 410 единиц современного медицинского оборудования поставлено в больницы региона, которые участвуют в президентской программе модернизации первичного звена.

В 2022 году проведено обновление рентгенологических служб Мурашинской, Куменской, Орловской, Омутнинской, Пижанской, Санчурской, Уржумской и Шабалинской ЦРБ.

В сентябре в Кирово-Чепецкой ЦРБ за счет средств территориального фонда ОМС приобретен новый наркозно-дыхательный аппарат, стоимость которого составляет свыше 3,8 млн рублей. Он сочетает в себе высокотехнологичный аппарат ИВЛ и новейшую наркозную систему.

А в госпитале для ветеранов войн за счет средств федерального бюджета приобретена современная кислородная станция для снабжения кислородом пациентов в тяжелом состоянии. Это уникальное медицинское оборудование. В настоящее время ведутся пуско-наладочные работы. Кроме того, в 2022 году в Госпитале ветеранов войн появился компьютерный томограф.

В Кировскую городскую больницу № 2 (Нововятский район) приобретен новый прибор для суточного мониторирования ЭКГ.

Что же делать, если в вашей поликлинике нет необходимого оборудования для обследования?

В этом случае лечащий врач, назначивший пациенту обследование по медицинским показаниям, обязан оформить направление в другое медицинское учреждение, работающее в системе ОМС. Там вам бесплатно в плановом порядке проведут требуемое обследование.

 

Миф 5: Даже если в государственной больнице удастся «выпросить» дорогие услуги, то ждать их придётся очень долго. Можно и не дождаться. Это так?

 

«Выпрашивать» в больнице услуги вряд ли придется: врач назначит вам те обследования, которые необходимо провести при вашем диагнозе, невзирая на то, дорогие они или нет, это не тот критерий, по которым принимаются решения. Иными словами, используются такие подходы к диагностике и лечению, которые одобрены авторитетными клиническими рекомендациями.   Что касается сроков оказания медицинской помощи, то они точно определены законодательством:

— Сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

— Сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями – 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния).

— Сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми – не более 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

— Сроки проведения консультаций врачей-специалистов – не более 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию, а в случае подозрения на онкологические заболевание – не более 3 рабочих дней.

 

— Сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографических исследований, включая маммографию, функциональной диагностики, ультразвуковых исследований) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи – не более 14 рабочих дней со дня назначения.

 

— Сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии – не более 14 рабочих дней со дня назначения.

 

— Сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологические заболевания не должны превышать 7 рабочих дней со дня назначения исследований.

 

В случае нарушения установленных сроков, вы также можете обратиться в страховую медицинскую компанию, этот вопрос мы сможем помочь урегулировать.

 

  1. Некоторые бесплатные медицинские услуги в рамках ОМС только условно «бесплатные». Кое-что все равно приходится оплачивать самостоятельно. Так ли это?

 

А.А. Динер:

 

При нахождении в стационаре бесплатно предоставляются лекарственные средства и расходные материалы, включенные в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и расходных материалов, необходимых для оказания скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи». Данный перечень является неотъемлемой частью Территориальной программы ОМС.

 

Если лечебное учреждение предлагает оплатить какие-то услуги, необходимо обратиться в страховую компанию, выдавшую полис ОМС, и удостовериться, что данная услуга действительно может быть оказана только на платной основе.

 

Если вы уже заплатили за медицинские услуги, необходимо сохранить чеки (или же другие платежные документы, подтверждающие оплату), чтобы потом обратиться в страховую компанию с заявлением о рассмотрении вопроса по поводу законности взимания денег. В каждом случае, когда вам предлагают оплатить медицинские услуги, необходимо в первую очередь получить консультацию в страховой медицинской организации, выдавшей страховой полис ОМС.

 

Миф 7. В частном медицинском учреждении лечат только за деньги. По полису ОМС получить медпомощь в частной клинике нельзя. Так ли это? Например, можно ли по полису ОМС удалить зуб в частной стоматологии?

 

А.А. Динер:

 

С 2011 года, когда в нашей стране вступил в силу закон об обязательном медстраховании в РФ, частные клиники получили право входить в систему ОМС. Поначалу добровольцев было немного, но конкуренция между коммерческими медцентрами растет – и все больше клиник приходит к пониманию, что обслуживать граждан на деньги Фонда обязательного медстрахования достаточно выгодно. В итоге двери уютных, хорошо оборудованных частных медцентров открываются перед пациентами с полисами ОМС.

 

Чтобы узнать, какие именно частные клиники работают с такими полисами, нужно зайти на сайт территориального фонда обязательного медстрахования. В Кирове это, например, ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» г. Киров», ООО «Клиника Нуриевых Киров», «Нефросовет», ООО «Ядерные медицинские технологии».

 

 

 

Миф 8: Полис ОМС действует только в регионе постоянного проживания гражданина. В других субъектах, например, если человек поехал на отдых или в командировку, полис будет бесполезен. Так ли это?

 

А.А. Динер:

 

Безусловно, это не так. Все граждане РФ могут получить бесплатную медицинскую помощь, в том числе и высокотехнологичную, на всей территории РФ в государственных и частных клиниках, которые работают в системе ОМС.

При переезде в другой город полис ОМС не теряет своего значения и продолжает оставаться гарантом получения качественной медицинской помощи.

Перемещение по стране и смена места жительства не влияет на гражданское право получения квалифицированной помощи в медицинских организациях, которые участвуют в программе обязательного страхования граждан. Поэтому, на вопрос о том, действует ли полис ОМС в другом регионе или городе, есть однозначный ответ – да.

Если возникла потребность получить лечение в случае временного нахождения в другом городе (во время командировки, отдыха), достаточно обратиться в государственное лечебное учреждение, предъявить полис ОМС и медицинская помощи будет оказана бесплатно в рамках базовой программы ОМС.

Отсутствие страхового полиса также не является поводом для отказа в лечении. Экстренную и неотложную помощь должны оказать человеку, даже если у него вообще нет полиса.

Важно помнить, что застрахованные лица обязаны уведомить свою страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли.

 

Требования медицинской организации оплаты лечения, отказ в оказании медицинской помощи, предъявляемые лицу, у которого оформлен полис ОМС в другом регионе, незаконны. Ознакомиться с информацией о ваших правах вы можете на официальном сайте страховой компании «СОГАЗ-Мед» sogaz-med.ru.

 

Если ваши права нарушены Вы можете обратиться в страховую компанию с помощью чата или формы обращения на сайте sogaz-med.ru  или по круглосуточному бесплатному телефону контакт-центра 8-800-100-07-02. Наши страховые представители защитят ваши права и помогут вам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *