Разъяснения законодательства

  1. Финансирование охранных услуг муниципальных образовательных организаций входит в обязанности органов местного самоуправления

На практике встречаются случаи, когда администрация образовательных учреждений осуществляет сбор денежных взносов на осуществление охранных услуг с родителей детей, посещающих указанные учреждения. Зачастую сбор денежных средств происходит под видом «добровольных пожертвований».

Прокуратура района напоминает родителям, чьи дети посещают муниципальные детские сады и школы, что финансирование мероприятий по оказанию охранных услуг муниципальных образовательных учреждений входит в обязанности органов местного самоуправления.

05.10.2009 Президентом Российской Федерации утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, согласно которой одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» в охрану здоровья обучающихся включил, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Письмом Министерства образования и науки РФ от 04.06.2008 № 03-1423 утверждены Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений в РФ, в соответствии с положениями которых, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано сформировать межведомственные комиссии, уполномоченные принимать решения о начале деятельности образовательного, научного учреждения, организации, если объект отвечает ряду требований, в том числе, в части обеспечения охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями, а также наличия служебной документации, обеспечивающей пропускной внутриобъектовый режим.

Соответственно, положения действующего законодательства позволяют сделать вывод о необходимости установления контрольно-пропускного режима, а также обеспечения охранных услуг в учреждениях дошкольного и среднего образования.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Отсутствие финансовой возможности не может являться основанием для невыполнения образовательной организации и органами местного самоуправления своих обязательств в этой части.

Таким образом, финансирование оказания охранных услуг муниципальных образовательных учреждений входит в обязанности органов местного самоуправления и не должно перекладываться на плечи родителей обучающихся

 

  1. Административная ответственность за размещение фотографий несовершеннолетнего без согласия его родителей или иных законных представителей

В соответствии со ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с его согласия.

Статья 64 Семейного кодекса РФ и статья 28 Гражданского кодекса РФ гласят, что родители, являясь законными представителями своих детей, выступают в защиту их прав и интересов, и только они вправе совершать от их имени сделки.

Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), включая сбор, запись, накопление, хранение, распространение, предоставление, доступ к ним.

Статьей 11 указанного закона определено, что сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Таким образом, обнародование и использование изображения (фотографии) несовершеннолетнего может осуществляться только с согласия его родителей либо иных законных представителей (усыновителей или опекунов).

За нарушение вышеизложенных требований предусмотрена административная ответственность по ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1 тыс. рублей; на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Более того, в соответствии с абз. 10 ч. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичным фотографии, являются объектами авторских прав, за несоблюдение которых законодательством также установлена ответственность.

Об удержаниях из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы.

В соответствии с частью 4 статьи 99 и частью 1 статьи 107 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы обязаны возмещать расходы на свое содержание. В эти расходы включается стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, предоставляемых осужденным, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. При этом возмещение стоимости указанных расходов производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

В соответствии с частью 3 статьи 99 УИК РФ и статьи 15 Закона РФ от 21 июля 1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»осужденные, не работающие по независящим от них причинам (не имеющие заработка), а также осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (за счет федерального бюджета). При уклонении осужденных от работы расходы на их содержание по приказу начальника исправительного учреждения удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Удержания производятся дифференцированно в зависимости от ряда обстоятельств. Так, на основании ч. 5 ст. 99 УИК РФ с осужденных, освобожденных от работы по болезни, осужденных беременных женщин и осужденных кормящих матерей на период освобождения от работы удержания за питание не производятся.

По решению суда или судебному приказу (ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве»)с осужденных производятся удержанияпо взысканию алиментов и возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным инвалидам I и II группы питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно. Лица, не работающие по независящим от них причинам, а также не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет федерального бюджета.

Принципиальное значение имеет очередность удержаний из заработной платы или иных доходов осужденных, поскольку требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Согласно ч. 2 ст. 107 УИК РФ, ст. ст. 137, 138 ТК РФ, ст. 87 СК РФ, п. 8.9 Инструкции «Об условиях и оплате труда лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УИС…» удержания производятся в следующей очередности: 1) подоходный налог; 2) алименты (на основании ч. 2 ст. 67, ч. 2 ст. 78 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 4 Постановления Правительства РФ «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»; 3) расходы по содержанию (стоимость питания, одежды и обуви, коммунально-бытовых услуг); 4) требования граждан по возмещению ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи со смертью кормильца; 5) требования граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением; 6) требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением государственным и негосударственным предприятиям, учреждениям и их объединениям, а также общественным объединениям; 7) возмещение материального ущерба по приказу начальника исправительного учреждения.

Сумма удержаний по первым шести основаниям не должна превышать 50% начисленной заработной платы осужденного. Важным гарантом реализации принципа материальной заинтересованности в конечных результатах труда осужденных является закрепление в законе нормы о сохранении за ними части заработной платы, независимо от всех удержаний (ст. 138 ТК, ч. 3 ст. 107 УИК РФ). Минимальный размер зачислений на лицевой счет осужденных должен составлять не менее 25% от заработной платы, пенсии или иного дохода. Для отдельных категорий осужденных – пенсионеров по старости, инвалидов I и II группы, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, а также отбывающих наказания в колониях-поселениях, процент удержаний не должен превышать 50% от их дохода.

 

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка — одно из правонарушений в сфере земельных отношений, за которое наступает административная ответственность. Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

«Самовольное занятие» земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника. Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения. Самовольное занятие земельного участка может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании и других противоправных действиях. Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что в соответствии со статьёй 16 Земельного кодекса РФ земельные участки не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью.

Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация. Также к самовольному занятию земельного участка относятся действия собственника (арендатора) направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии со статьёй 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

 

Освобождение от отбывания наказания или его смягчение вследствие издания нового закона.

Федеральным законом № 323-ФЗ введено новое основание для освобождения от уголовной ответственности – применение судебного штрафа, а так же установлен порядок его применения. Преступления, предусмотренные ст. 116 УК РФ «Побои», ст. 157 УК РФ «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», декриминализированы и изложены в новой редакции.

В соответствии с ч.1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц. совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе и на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. Таким образом, лица, отбывающие наказание за совершения деяний, предусмотренных ст.ст. 116, 157 УК РФ в старой редакции, имеют право на освобождение, если преступления были совершены в совокупности с другими преступлениями – на сокращение срока уголовного наказания. Вопрос об освобождении от наказания либо его сокращении рассматривается в соответствии с ч.3 ст. 396, п. 13 ст. 397 УПК РФ судом по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 399 УПК РФ вопросы указанной категории рассматриваются судом по ходатайству осужденного либо по представлению учреждения, исполняющего наказание.

Либерализация уголовного законодательства в отношении побоев

 

Федеральным законом от 03.07.2016 N 323-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016 N 326-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Например, вышеуказанными законами декриминализированы деяния, ответственность за которые предусматривалась частью первой статьи 116 (побои), частями первой и второй статьи 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новыми статьями 5.35.1, 6.1.1, предусматривающими административную ответственность за эти деяния.

Так, статья 116 УК РФ претерпела существенные изменения и в настоящее время уголовная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, предусмотрена лишь в случае совершения перечисленных выше действий в отношении близких лиц, которыми являются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки) опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное ст. 116 УК РФ, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, в отношении иных лиц Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 326-ФЗ отнесены к административному правонарушению, предусмотренному ст. 6.1.1 КоАП РФ.

Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями, если родитель без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения не уплачивает алименты в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства и если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, то такой родитель подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ. Если же родитель неоднократно не платит алименты и считается подвергнутым административному наказанию за их неуплату, тогда он уже может быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ.

Также УК РФ дополнен новыми статьями 116.1 «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию» и 158.1 «Мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию».

В КоАП РФ уточнена статья 7.27 «Мелкое хищение». В настоящее время хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает двух тысяч пятисот рублей.

В Уголовный кодекс РФ введено новое основание освобождения от уголовной ответственности, предусмотренное ст. 76.2 УК РФ, а именно назначение судебного штрафа и освобождение от ответственности за преступления небольшой или средней тяжести. Применение данной нормы возможно только в отношении лиц, впервые совершивших преступление и возместивших вред, причиненный преступлением.

В связи с указанным в Уголовный кодекс РФ включена отдельная глава «Судебный штраф». Законодатель дает определение судебного штрафа в ст. 104.4 УК РФ, под которым следует понимать денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности при соблюдении вышеописанных условий.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ установлен порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Начало действия указанных документов – 15.07.2016 г.

 

 

Заявление о преступлении

 

Органы внутренних дел в соответствии с действующим законодательством уполномочены проводить проверки по обращениям граждан и организаций о совершённых либо готовящихся преступлениях.

Заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному, круглосуточному приёму во всех территориальных органах внутренних дел.

Каждый сотрудник органов внутренних дел, в соответствии Федеральным законом «О полиции», обязан принимать и регистрировать любые заявления и сообщения о преступлениях. В случае совершения в отношении гражданина преступления ему следует обратиться в любое ближайшее отделение органа внутренних дел, либо позвонить на телефон «02». Также заявления могут быть направлены посредством почтовой связи, факсимильным или электронным видами связи.

Одновременно следует помнить, что за заведомо ложный донос в соответствии с действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность, наказание за данное преступление составляет до двух лет лишения свободы.

Каждое поступившее сообщение о преступлении подлежит регистрации и предварительной проверке. Органы внутренних дел правомочны возбуждать и расследовать уголовные дела не по всем сообщениям.

Подследственность следователей и дознавателей органов внутренних дел установлена статьёй 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, и к числу расследуемых ими преступлений относятся:

— преступления против здоровья граждан, такие как побои, истязания, причинение вреда здоровью всех категорий тяжести, не повлекшее смерть потерпевшего;

– все имущественные преступления: кражи, грабежи, разбойные нападения, мошенничества, присвоение и растрата, уничтожение имущества;

— большинство преступлений в сфере экономической деятельности, в том числе воспрепятствование предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, фальшивомонетничество, преступления, связанные с банкротством и т.д.;

— преступления в сфере незаконного оборота оружия, наркотических средств и психотропных веществ;

— экологические преступления, в том числе незаконная добыча водных биологических ресурсов, порубка лесных насаждений и т.д.;

— преступления в сфере безопасности дорожного движения, а также ряд иных преступлений.

Гражданам и организациям, столкнувшимся с названными преступными проявлениями, следует устно либо письменно обращаться в орган внутренних дел.

Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется, или фамилию, имя, отчество должностного лица, или его должность; фамилию, имя, отчество гражданина; адрес для направления ответа; личную подпись и дату; документы и материалы либо их копии, относящиеся к рассматриваемому вопросу (прилагаются в случае необходимости).

Все заявления и сообщения о преступлениях регистрируются в книге учёта сообщений о преступлениях, при этом, в случае личной явки заявителю сотрудником дежурной части немедленно выдаётся номерной талон-уведомление, а его корешок, на котором заявитель расписывается и проставляет время и дату, остаётся в дежурной части.

О фактах отказа со стороны сотрудников органов внутренних дел принять заявление о преступлении, либо выдать документ, подтверждающий его поступление, необходимо сообщать надзирающему прокурору.

Надзорной деятельностью органов прокуратуры области выявляются факты непринятия уполномоченными лицами должных мер по проверке поступивших сообщений о преступлениях. В этих случаях принимаются все предусмотренные законом меры, вплоть до уголовной.

Проверка по поступившим от граждан и организаций сообщениям о преступлениях проводится незамедлительно, и в течении 3 суток по сообщению о преступлении должно быть принято одно из трёх процессуальных решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в мировой суд.

Указанный выше срок может быть продлён до 10 суток, а в исключительных случаях – до 30 суток. В любом случае, о результатах рассмотрения сообщения заявителю направляется уведомление. В случае не поступления сведений о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях, несогласия с его результатами, заявители в соответствии со ст.ст. 123-125 УПК РФ могут данные решения (бездействие) обжаловать прокурору, руководителю следственного органа либо в суд.

Крайне важно обращать внимание на недопустимость изменения или искажения обстоятельств совершённых преступлений, в том числе по просьбе сотрудников органов внутренних дел, указывающих на заведомо безрезультативность предстоящих мероприятий. В частности, встречаются случаи, когда граждане обращаются с заявлением о хищении сумок с денежными средствами и документами, и по просьбе сотрудников полиции указывают в повторном объяснении о малозначительности суммы похищенного, либо его обнаружении, и тем самым некриминальности обстоятельств произошедшего. Вместе с тем, регистрация и проверка сообщений о преступлениях является обязанностью сотрудников полиции. Каждое зарегистрированное учтённое преступление влияет на объективность оценки результативности работы правоохранительных органов. Более того, использование современных средств и методов раскрытия преступлений во многих случаях гарантирует обнаружение злоумышленников и привлечение их к уголовной ответственности.

 

Вопросы управления общим имуществом многоквартирного дома

 

В силу требований ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

Состав общего имущества дома, а также минимальный перечень услуг и работ, подлежащих выполнению, определен «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», в «Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Так, в состав общего имущества входят: помещения общего пользования и иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; крыши; ограждающие несущие конструкции МКД; ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (перила, парапеты, окна и двери общего имущества); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома (ТП, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и т.п).

Перечень не является закрытым, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 162 ЖК РФ состав общего имущества также может быть определен собственниками и указан в договоре управления.

Законодателем утвержден минимальный перечень услуг и работ по содержанию дома. Также в соответствии с положениями ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, периодичность их оказания.

Между тем, в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Если же выполнение неотложных работ и услуг будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

 

 

Какие документы не будут требовать надзорные органы

 

Во исполнение положений Федерального закона от 03.11.2015 № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 01.07.2016 введен запрет требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и информации, которые включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация».

Таким образом, с 01 июля 2016 сведения, которые указаны в Перечне, проверяющие органы должны будут получать в рамках межведомственного взаимодействия, а не через проверяемых лиц, в том числе:

-решения о предоставлении водного объекта в пользование, договоры водопользования;

-сведения из санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;

-сведения о наличии (отсутствии) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду;

— сведения о выполнении заявителем условий пользования недрами.

Обращаем внимание, что с 01 июля предусмотренный Федеральным законом запрет начнет применяться только в отношении проверок федерального уровня (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2015 № 306-ФЗ).

 

 

Государством устранены административные барьеры в сфере строительства

 

Федеральным законом от 03.07.2016 N 370-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» устранены административные барьеры и снижены издержки бизнеса, связанные с получением разрешения на строительство.

Ранее частью 7.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации было установлено, что документы, необходимые для получения разрешения на строительство, запрашиваются органами, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Таким образом, срок, в течение которого должностные лица органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, должны запросить документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство, на законодательном уровне определен не был и регулировался большим количеством подзаконных актов, что порождало необоснованные административные задержки.

Для исправления ситуации вышеназванным законом установлен трехдневный срок, в течение которого должностные лица органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, должны запросить в электронной форме документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство (пункты 1, 2 и 5 части 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) в соответствующих органах, в распоряжении которых находятся указанные документы.

Одновременно статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнена частью 3.4, предусматривающей аналогичное требование в отношении установления трехдневного срока предоставления документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы.

Кроме того, законом изменены части 10 и 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие возможность передачи застройщиком документов, необходимых для получения разрешения на строительство на электронном носителе информации.

Ранее частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации была установлена возможность направления застройщиком документов, необходимых для получения разрешения на строительство в электронном виде.

В целях упрощения процесса получения разрешения на строительство законом предусмотрена возможность передачи застройщиком указанных документов на электронном носителе информации.

Аналогичную возможность предоставления в электронной форме или на электронном носителе информации сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, копию результатов инженерных изысканий, копий разделов проектной документации или копию схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности предлагается предоставить застройщикам (часть 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Данное изменение позволит снизить издержки хозяйствующих субъектов, связанные с предоставлением указанных выше документов в бумажном виде.

 

  1. Финансирование охранных услуг муниципальных образовательных организаций входит в обязанности органов местного самоуправления

На практике встречаются случаи, когда администрация образовательных учреждений осуществляет сбор денежных взносов на осуществление охранных услуг с родителей детей, посещающих указанные учреждения. Зачастую сбор денежных средств происходит под видом «добровольных пожертвований».

Прокуратура района напоминает родителям, чьи дети посещают муниципальные детские сады и школы, что финансирование мероприятий по оказанию охранных услуг муниципальных образовательных учреждений входит в обязанности органов местного самоуправления.

05.10.2009 Президентом Российской Федерации утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, согласно которой одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» в охрану здоровья обучающихся включил, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Письмом Министерства образования и науки РФ от 04.06.2008 № 03-1423 утверждены Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений в РФ, в соответствии с положениями которых, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано сформировать межведомственные комиссии, уполномоченные принимать решения о начале деятельности образовательного, научного учреждения, организации, если объект отвечает ряду требований, в том числе, в части обеспечения охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями, а также наличия служебной документации, обеспечивающей пропускной внутриобъектовый режим.

Соответственно, положения действующего законодательства позволяют сделать вывод о необходимости установления контрольно-пропускного режима, а также обеспечения охранных услуг в учреждениях дошкольного и среднего образования.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Отсутствие финансовой возможности не может являться основанием для невыполнения образовательной организации и органами местного самоуправления своих обязательств в этой части.

Таким образом, финансирование оказания охранных услуг муниципальных образовательных учреждений входит в обязанности органов местного самоуправления и не должно перекладываться на плечи родителей обучающихся

 

  1. Административная ответственность за размещение фотографий несовершеннолетнего без согласия его родителей или иных законных представителей

В соответствии со ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с его согласия.

Статья 64 Семейного кодекса РФ и статья 28 Гражданского кодекса РФ гласят, что родители, являясь законными представителями своих детей, выступают в защиту их прав и интересов, и только они вправе совершать от их имени сделки.

Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), включая сбор, запись, накопление, хранение, распространение, предоставление, доступ к ним.

Статьей 11 указанного закона определено, что сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Таким образом, обнародование и использование изображения (фотографии) несовершеннолетнего может осуществляться только с согласия его родителей либо иных законных представителей (усыновителей или опекунов).

За нарушение вышеизложенных требований предусмотрена административная ответственность по ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1 тыс. рублей; на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Более того, в соответствии с абз. 10 ч. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичным фотографии, являются объектами авторских прав, за несоблюдение которых законодательством также установлена ответственность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *