Разъяснение законодательства

  1. Правила содержания общего имущества

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 № 1434 скорректированы некоторые акты Правительства РФ, регулирующие деятельность в сфере ЖКХ.

Так, в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, расширен перечень технической документации на многоквартирный дом. В частности, в него включены документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества, акты проверок и паспорта готовности к отопительному периоду.

Кроме того, дополнен перечень документов, связанных с управлением многоквартирным домом. В него включили списки собственников и нанимателей помещений, договоры об использовании общего имущества, оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников и др.

Поправками к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, регионам предоставлено право увеличивать продолжительность отопительного сезона с учетом климатических особенностей.

Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 дополнены новым разделом. Он устанавливает порядок прекращения данной деятельности. Это может быть связано с исключением сведений о доме из реестра лицензий региона, прекращением действия лицензии или ее аннулированием.

  1. Изменились правила регистрации и перерегистрации организаций

С начала года введена практика предварительного уведомления налогового органа и иных заинтересованных лиц об изменении места нахождения юридического лица. О намерении фирмы сменить место нахождения будет производиться соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Причем юрлицо обязано уведомить налоговую инспекцию о предстоящем переезде в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об изменении места своего нахождения.

Представить документы на перерегистрацию учредители смогут только по истечении 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ указанной записи (ст. 4 Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Кроме того, к заявлению об изменении места нахождения юрлица необходимо приложить документы, подтверждающие наличие у организации или ее учредителя права пользования объектом недвижимости по новому адресу.

Одновременно налоговые инспекторы получили право проверять сведения, представляемые собственниками юрлиц для внесения в ЕГРЮЛ, или уже включенные в ЕГРЮЛ сведения. Так, если у государственного регистратора появились обоснованные сомнения в достоверности данных, он вправе приостановить регистрацию на время проведения проверки на срок до одного месяца. Для проверки достоверности включаемых или включенных в государственный реестр данных налоговый орган вправе изучать имеющиеся у него документы и сведения, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем, получать необходимые справки и сведения и т. д. Кроме того, налоговики получили право осматривать сами объекты недвижимости.

  1. Определена минимальная продолжительность ежегодного отпуска, используемого государственными гражданскими служащими

Правительство РФ инициировало поправки в законодательство о государственной гражданской службе.

Теперь минимальная продолжительность ежегодного отпуска, используемого государственными гражданскими служащими, составит 28 календарных дней. При этом продолжительность отпуска для госслужащих установлена в виде 35 календарных дней для служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы (как правило, это руководители ведомств и их заместители, руководители отделов и т. д.) и 30 календарных дней – для замещающих иные должности. Помимо этого служащие имеют право на дополнительный день отпуска за каждый год выслуги, но не более 45 и 40 календарных дней для указанных групп служащих соответственно (ч. 3-6 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Также закреплено, что хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 дней, может быть перенесена на следующий год, но только в исключительных случаях (если использование отпуска в полном объеме может неблагоприятно отразиться на работе самого служащего или органа, в котором он замещает должность) и с письменного согласия работника.

Предусмотрено, что перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который она предоставляется. По желанию госслужащего такая часть отпуска может быть полностью или частично заменена денежной компенсацией (Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 418-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

 

 

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Пунктом 9 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016 года вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Напомним, что в настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В связи с тем, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрены переходные положения, определяющие сроки внесения платы за IV квартал 2015 года (до 20.01.2016 согласно положениям вышеназванного приказа) то после 1 января 2016 года плата должна быть внесена до 1 марта 2016 года.

В сложившейся ситуации территориальные органы Росприроднадзора Российской Федерации вправе применить штрафные санкции за невнесение платы после 1 марта 2016 года.

  1. Внесены изменения в санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81 внесены изменения N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

В частности, для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях.

Разрешено оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям При проектировании малокомплектных общеобразовательных организаций регламентирован обязательный набор помещений (гардероб, учебные кабинеты, столовая, сан. узлы (раздельно для обучающихся и персонала), спортивный зал, актовый зал и др.).

Уточнены максимально допустимые объемы недельной нагрузки, введены максимально допустимые недельные объемы нагрузки внеурочной деятельности.

Так, общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2 — 4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 5 — 7 классов — не более 7 уроков;

— для обучающихся 8 — 11 классов — не более 8 уроков.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки. Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается.

Должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года.

  1. Принят закон, разрешающий гражданам РФ иметь два действующих загранпаспорта

Федеральным законом от 14 декабря 2015 года № 375-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В соответствии с внесенными изменениями в период срока действия оформленного гражданину Российской Федерации загранпаспорта ему может быть оформлен и выдан второй паспорт, содержащий электронный носитель информации, сроком действия на десять лет.

Ранее выдача нового загранпаспорта при наличии действующего допускалась лишь в отдельных случаях, по ходатайству организации, направляющей заявителя за пределы территории Российской Федерации.

Федеральный закон вступил в силу 15 декабря 2015 года.

  1. Принят закон о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства

Принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ГИС ЖКХ), в соответствии с которым определены основы для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.

ГИС ЖКХ обеспечит участникам системы, в том числе гражданам, доступ к юридически значимой информации в сфере ЖКХ. С помощью ГИС ЖКХ каждый потребитель сможет оплачивать жилищно-коммунальные услуги в электронном режиме через свой личный кабинет. С 1 января 2017 года на всей территории России бумажные квитанции, не выставленные в ГИС ЖКХ или отличающиеся от электронного варианта, будут считаться недействительными.

В полном объеме ГИС ЖКХ заработает с 1 июля 2016 года. С мая 2015 года в системе размещен государственный реестр управляющих компаний. Пилотные проекты будут реализованы в отдельных субъектах Российской Федерации уже в конце 2014 года.

Информация, размещенная в ГИС ЖКХ, упростит не только оплату жилищно-коммунальных услуг, но и механизм подачи жалоб. Также с помощью ГИС ЖКХ появится возможность проводить электронные голосования на общедомовых собраниях.

  1. Отсрочка от призыва студентам, получающим среднее профессиональное образование

Студентам, получающим среднее профессиональное образование, с 1 января 2017 года будет предоставляться отсрочка от призыва на военную службу независимо от достижения ими определенного возраста.

Федеральным законом от 14.10.2014 № 302-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» внесены изменения, согласно которым с 1 января 2017 года право на отсрочку будут иметь студенты очной формы обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования – в период освоения указанных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

В настоящее время отсрочка предоставляется студентам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, при условии, что до поступления в указанные организации они не получили среднее образование. Отсрочка предоставляется в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и до достижения ими возраста 20 лет (подпункт «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Таким образом, с 2017 года ограничения, связанные с возрастом студентов, отменяются.

Законом также предусмотрено, что с 1 января 2017 года студенты, получившие отсрочку по указанным выше основаниям в соответствии с ранее действовавшей редакцией статьи 24 Закона № 53-ФЗ, пользуются этой отсрочкой в течение всего периода освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования.

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

С 1 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2015 N 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены семьями, имеющими детей-инвалидов, на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации таких детей и их интеграции в общество.

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию приобретения товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также перечень таких товаров и услуг будут устанавливаться Правительством РФ.

Подтверждением приобретения товаров для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов могут являться: договор купли-продажи, товарный и кассовый чеки, а также акт о проверке наличия такого товара, составленный органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка-инвалида.

Социальный работник, который в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» прикреплен к ребенку-инвалиду, может осуществлять проверку факта приобретения товара при плановом посещении ребенка.

Установлено, что семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вправе воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала на указанные цели, не дожидаясь исполнения ребенку, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, возраста трех лет.

  1. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ ПРОДАЖЕ КВАРТИРЫ

Дети, независимо от возраста, могут иметь в собственности объекты недвижимости. Право несовершеннолетних распоряжаться своим недвижимым имуществом самостоятельно ограничено законом.

Дети до 14 лет не вправе совершать сделки самостоятельно, за них действуют родители, усыновители, опекуны (ч.1 ст.28 ГК РФ).

Дети от 14 до 18 лет могут совершить сделки только с письменного согласия законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей (ч.1 ст.26 ГК РФ).

Родители, опекуны (попечители), усыновители являются законными представителями несовершеннолетних детей и обязаны действовать в их интересах в отношении с любыми физическими и юридическими лицами. Не вправе совершать любые сделки, нарушающие права детей.

Несовершеннолетний, который является собственником продаваемой квартиры (доли в праве) или проживает в ней на законных основаниях, имеет право на сохранение жилищных условий, которые были до совершения сделки купли-продажи жилого помещения.

Родители, опекуны (попечители), усыновители не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки (или давать согласие на их совершение) по продаже квартиры (доли в праве) (п.2 ст.37 ГК РФ, ч.2 ст.20, ч.1 ст.21 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Органы опеки и попечительства при проверке законности сделки купли-продажи недвижимости (доли в праве) устанавливают, соответствует ли она интересам несовершеннолетнего и не ухудшаются ли условия его проживания, если он не является собственником в отчуждаемом жилом помещении, или не уменьшается ли его собственность в случае, если несовершеннолетний является собственником квартиры (доли в праве).

Отсутствие предварительного разрешения органа опеки и попечительства на заключение договора купли – продажи квартиры (доли в праве) — основание для обращения данного органа власти в суд в защиту прав несовершеннолетнего о расторжении сделки, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного.

При расторжении договора имущество, принадлежавшее несовершеннолетнему, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, возмещаются законными представителями в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством (ч.4 ст.21 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены законному представителю в письменной форме не позднее чем через 15 дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован.

Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

  1. Внесены изменения в Налоговый кодекс РФ

Федеральным законом 29.11.2014 №382-ФЗ Налоговый кодекс РФ дополнен ст.217.1 «Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества».

Данные положения будут применяться в отношении объектов недвижимости, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года.

Согласно данным изменениям НДФЛ не уплачивается, если до продажи недвижимость была в собственности не менее пяти лет.

Для освобождения от НДФЛ минимальный срок владения недвижимостью может составлять не пять лет, а три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий: право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения, в результате приватизации и, если право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком — плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

В том случае, когда доход от продажи недвижимости меньше 70% кадастровой стоимости объекта, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, предусмотрены особенности. В такой ситуации доходом, облагаемым НДФЛ, будет признаваться 70% кадастровой стоимости объекта недвижимости на указанную дату.

В соответствии с положениями введенной нормы закона субъекты РФ своими законами могут уменьшить установленный Налоговым кодексом РФ пятилетний срок владения недвижимостью. Также они вправе снижать процентную величину кадастровой стоимости объекта, с которой сравнивается полученный продавцом доход в целях обложения НДФЛ.

Новые правила не будут распространяться на недвижимость, которая непосредственно использовалась в предпринимательской деятельности.
До вступления в силу указанных изменений, доходы физического лица — налогового резидента РФ от продажи недвижимости не облагаются НДФЛ, если минимальный срок нахождения объекта в собственности составляет три года. При этом неважно, каким образом данный объект получен (ст.217 Налогового кодекса РФ).

  1. Права граждан при заключении договоров микрозаймов

Важной гарантией прав граждан является соблюдение микрофинансовыми организациями установленных требований об информировании граждан, желающих получить денежный кредит (займ).

В силу п.4 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», такими организациями в местах оказания услуг (приема заявлений) должна размещаться полная информация об условиях потребительского кредита (займа), в том числе:

— наименование организации-кредитора, место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, контактный телефон, информация о внесении сведений о кредиторе в соответствующий государственный реестр;

— процентные ставки в процентах годовых, а при применении переменных процентных ставок — порядок их определения;

— периодичность платежей заемщика при возврате потребительского кредита (займа), уплате процентов и иных платежей по кредиту (займу);

— ответственность заемщика за ненадлежащее исполнение договора потребительского кредита (займа), размеры неустойки (штрафа, пени), порядок ее расчета, а также информация о том, в каких случаях данные санкции могут быть применены.

Согласно пп.2 ч.2 ст. 9 Федерального закона от 02 июля 2010 г. №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», организация-кредитор обязана разместить в доступном для обозрения месте, и в сети «Интернет» копию правил предоставления микрозаймов, содержащих порядок подачи заявки на предоставление займа и ее рассмотрения, а также порядок заключения договора и предоставления заемщику графика платежей.

В интересах потребителей финансовых услуг законом прямо регламентированы индивидуальные условия договора потребительского кредита займа, установлен запрет на включение в него условий о заключении других договоров либо получения платных услуг кредитора или третьих лиц.

На защиту заёмщиков направлено требование Закона «О потребительском кредите (займе)» о размещении в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы договора потребительского кредита, хорошо читаемым шрифтом максимального размера и полной стоимости кредита.

Во избежание манипуляций с задолженностью законодателем установлена очередность погашения задолженности заёмщика в случае осуществления им платежа в неполном размере. Установлен верхний размер неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату потребительского кредита (займа) и уплате процентов на сумму потребительского кредита (займа).

Как показала проверка, работниками микрокредитных организаций допускались нарушения законодательства при совершении действий, направленных на возврат задолженности по договорам потребительского кредита.

Действующее законодательство ограничивает круг лиц, с которыми кредиторы и лица, действующие по договору с ними, вправе осуществлять действия по взысканию, самим заемщиком и их поручителями.

Законом допускаются такие способы взаимодействия с должниками как личные встречи, телефонные переговоры, почтовые отправления по месту жительства, телеграфные, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в т.ч. сотовой связи.

Использование иных способов взаимодействия возможно лишь с письменного согласия заемщика или поручителя.

В интересах граждан установлен прямой запрет на действия кредиторов по возврату задолженности по договору, срок исполнения которого не наступил, а также взаимодействие посредством коротких текстовых сообщений с 22 до 8 часов в рабочие дни и с 20 до 9 часов в выходные и нерабочие праздничные дни.

Кроме того, работники взыскателя, осуществляющие непосредственное взаимодействие с заемщиком или поручителем, обязаны сообщать им фамилию, имя, отчество или наименование кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, их адрес для направления корреспонденции.

Кроме того, микрофинансовая организация и её работники обязаны гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков.

  1. Об уголовной ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним

Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 346 –ФЗ внесены изменения в примечание к статье 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую уголовную ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.

В соответствии с внесенными изменениями, розничной продажей не достигшему совершеннолетия лицу алкоголя, совершенной неоднократно, признается продажа лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

При этом, в соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такой срок в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию составляет 1 год.

Указанные изменения вступили в силу 09.12.2015.

 

  1. Выплата вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома.

На основании письма Минстроя России от 29.09.2015 N 32395-ОГ/04 разъяснено, что выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома рекомендовано осуществлять через управляющую компанию.

Статьей ст.161.1 Жилищного кодексом РФ предусмотрено право собственников помещений принять на общем собрании решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе его председателю.

На практике существует несколько вариантов выплаты вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома.

Выплата вознаграждения не представляется без участия третьих лиц, в качестве которых выступает управляющая организация. Управляющая организация может быть выбрана в качестве уполномоченного лица по аналогии с выбором лица, уполномоченного на заключение договора с пользователем общего имущества (подпункт 3.1 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ).

По мнению Минстроя России, наиболее приемлемым является вариант выплаты вознаграждения, при котором договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:

— начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;

— с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.

При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома. Собственники помещений вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения.

В указанном случае поступление денежных средств по статье «Вознаграждение председателю совета МКД» при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению.

При этом члены и председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивают НДФЛ, а объекта обложения страховыми взносами не возникает.

 

 

 

 

 

  1. С 15 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2015 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Данным законом предусмотрено, что при неисполнении должником требований исполнительного документа могут быть установлены временные ограничения права управления транспортными средствами, а именно:

при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований исполнительного документа о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба или морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом.

Под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.

Установлен перечень случаев, при которых временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться (в том числе, если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10000 рублей и др.).

Кодекс об административных правонарушениях РФ дополнен статьей 17.17- Нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Санкция данной статьи предусматривает административную ответственность в виде обязательных работ на срок до 50 часов или лишение специального права на срок до 1 года.

 

 

 

 

  1. Документы, подтверждающие регистрацию гражданина по месту пребывания, не входят в список документов, обязательных для предъявления при приеме на работу

На практике встречаются случаи отказа в приеме на работу, если в паспорте гражданина отсутствуют сведения о регистрации по месту жительства или временного пребывания. Насколько это законно?

Положениями ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лица, поступающего на работу, при заключении трудового договора представлять работодателю, в том числе, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлена обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Одновременно определено, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, уставами и законами субъектов РФ.

Институт регистрации граждан по месту пребывания и жительства является предметом административно-правовых отношений, не связанных с трудовыми.

Таким образом, отказ работодателя в заключении трудового договора с гражданином Российской Федерации из-за отсутствия регистрации по месту пребывания или жительства является незаконным.

Данная позиция подтверждена постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

  1. Законно ли повышение банком в одностороннем порядке процентных ставок по договорам кредитования?

Согласно ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения и сроки действия кредитных договоров с клиентами — индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.

Отсюда следует, что кредитным договором, заключенным между банком и предпринимателем либо юридическим лицом, может быть предусмотрено право кредитора в одностороннем порядке изменить процентную ставку по кредиту, в том числе в случаях изменения стоимости привлеченных средств банка или ставки рефинансирования Банка России.

При наличии такого положения в договоре изменение процентной ставки в одностороннем порядке будет носить законный характер. Однако, в любом случае действия банка должны быть добросовестными, а увеличение ставки соразмерным экономической ситуации, ставшей причиной такого увеличения.

В случае несогласия с действиями банка заемщик имеет право их обжаловать в судебном порядке.

  1. Установлены правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве

В Российской Федерации впервые установлены правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.07.2015 № 439н. Правила регламентируют обязанности работодателя по обеспечению охраны труда работников в организациях жилищно-коммунального хозяйства, определяющие вредные и опасные производственные факторы.

В соответствии с требованиями Правил к выполнению работ в сфере ЖКХ допускаются только лица, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. К выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда допускаются работники, прошедшие обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования).

Работники обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».

Сотрудникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, должны предоставляться специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.

Работодателям предписана обязанность по оборудованию помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время, а также созданию санитарных постов с аптечками.

В каждой организации, эксплуатирующей водопроводно-канализационное хозяйство, необходимо иметь исполнительные чертежи сетей и сооружений водоснабжения и канализации с указанием технических данных и привязок сооружений (насосных станций, очистных сооружений).

Правилами установлено, что работы повышенной опасности выполняются в соответствии с нарядом-допуском. Определен перечень таких работ. Приведены требования к оформлению наряда-допуска.

Регламентированы требования к зданиям, территориям, производственным помещениям, размещению оборудования и организации рабочих мест.

Установлены правила выполнения различных видов работ. Так, работники, занятые на уборке улиц, должны быть одеты в сигнальный жилет оранжевого цвета со световозвращающими элементами (полосами).

При уборке проезжей части участки работ следует оградить дорожными знаками. При очистке крыш зданий от снега и льда необходимо оградить тротуар, выставить дежурного для предупреждения людей об опасности.

  1. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяется Правительством Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2015 № 1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год» (далее — постановление) установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год.

Пособие выплачивается уволенным гражданам и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы и в том случае, если лица в течение года, предшествовавшего началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчётом на 26 недель с полным рабочим днем. В иных случаях пособие устанавливается в размере его минимальной величины (п. 1 ст. 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации минимальная величина пособия по безработице на 2016 год установлена в размере 850 руб., а максимальная – 4900 руб.

Таким образом, предельные значения пособия по безработице являются неизменными с 2009 года.

  1. Порядок рассмотрения обращений граждан по вопросам качества теплоснабжения

В соответствии с требованиями Федерального закона «О теплоснабжении» органы местного самоуправления должны обеспечить рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.

Порядок такого рассмотрения определен Правилами организации теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808.

Так, в органах местного самоуправления должны быть назначены должностные лица, осуществляющие ежедневное, а в течение отопительного периода – круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей.

Для информирования потребителей о порядке подачи обращений и перечне необходимых документов указанная информация должна быть размещена на официальном сайте поселения или городского округа, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений.

Обращения могут подаваться потребителями в письменной форме, а в течение отопительного периода – в устной форме, в том числе по телефону.

После регистрации обращения должностное лицо органа местного самоуправления обязано:

— определить характер обращения (при необходимости уточнить его у потребителя);

— определить теплоснабжающую и (или) теплосетевую организацию, обеспечивающие теплоснабжение данного потребителя;

— проверить достоверность представленных потребителем документов, подтверждающих факты, изложенные в его обращении;

— в течение 2-ух рабочих дней (в отопительный период – в течение 3 часов) с момента регистрации обращения направить его копию в теплоснабжающую и (или) теплосетевую организацию и направить запрос о возможных технических причинах отклонения параметров надежности теплоснабжения, при этом дату отправки запроса зарегистрировать в журнале регистрации жалоб (обращений).

После получения ответа от теплоснабжающей (теплосетевой) организации должностное лицо органа местного самоуправления в течение 3-х дней (в отопительный период – в течение 6 часов) обязано:

— совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией определить причины нарушения параметров надежности теплоснабжения;

— установить, имеются ли подобные обращения (жалобы) от других потребителей, теплоснабжение которых осуществляется с использованием тех же объектов;

проверить наличие подобных обращений в прошлом по данным объектам;

— при необходимости провести выездную проверку обоснованности обращений потребителей;

— при подтверждении фактов, изложенных в обращениях потребителей, вынести теплоснабжающей (теплосетевой) организации предписание о немедленном устранении причин ухудшения параметров теплоснабжения с указанием сроков проведения этих мероприятий.

Ответ на обращение потребителя должен быть представлен в течение 5 рабочих дней (в отопительный период – в течение 24 часов) с момента его поступления.

Должностное лицо органа местного самоуправления обязано проконтролировать исполнение предписания теплоснабжающей (теплосетевой) организацией.

При этом необходимо иметь ввиду, что в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808, Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии определяется договором теплоснабжения с учетом положений Правил.

В случае если подача тепловой энергии (мощности), теплоносителя потребителю осуществляется по тепловым сетям, принадлежащим теплосетевой организации, действия по ограничению, прекращению данной подачи в порядке, установленном настоящими Правилами, осуществляются теплосетевой организацией на основании уведомления, направленного теплоснабжающей организацией.

Теплосетевая организация имеет право осуществить в присутствии представителей теплоснабжающей организации и потребителя необходимые переключения в теплопотребляющих установках, принадлежащих организации-потребителю, если эта теплосетевая организация не может реализовать с использованием своих объектов принадлежащее ей право ограничения потребления и снижения параметров потребления тепловой энергии, теплоносителя.

Если потребитель уклонился от присутствия при осуществлении переключений, переключения производятся в присутствии двух любых незаинтересованных лиц.

В случаях, когда теплопотребляющие установки потребителя подключены к тепловым сетям организаций, не оказывающих услуги по передаче тепловой энергии, или коллекторам источника тепловой энергии иного владельца, не являющегося теплоснабжающей организацией по отношению к данному потребителю, действия по введению частичного или полного ограничения режима потребления в отношении такого потребителя осуществляются собственником или иным законным владельцем тепловых сетей, источника тепловой энергии в соответствии с положениями, установленными настоящим разделом для теплосетевой организации. Срок начала ограничения и срок прекращения подачи тепловой энергии устанавливается договором теплоснабжения.

В случае нарушения теплоснабжающей (теплосетевой) организацией порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии такая организация обязана возместить возникшие в результате данного нарушения убытки в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В случае необоснованного ограничения режима потребления и отмены такого ограничения по инициативе теплоснабжающей организации, о чем она письменно уведомляет потребителя, а также в случае отмены ограничения режима потребления, признанного необоснованным по решению суда, компенсацию затрат, возникших в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления, осуществляет теплоснабжающая организация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *