Разъяснение законодательства

  1. Внесены изменения в Семейный кодекс РФ

30 декабря 2015 Президентом РФ подписан закон, вносящий изменения в Семейный кодекс.

В частности, законом установлено, что до достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Ранее назначение указанного опекуна не являлось обязательным.

Ранее родители могли быть лишены родительских прав в том числе, если они совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, либо против жизни или здоровья супруга. В соответствии с новым законом круг лиц, потерпевших от преступления, был расширен. Теперь к ним относятся также супруги, не являющиеся родителями детей, а также иные члены семьи преступника.

Также расширен круг лиц, с согласия которых допускаются контакты с ребенком родителя, родительские права которого ограничены судом. К их числу теперь относится второй родитель, не лишенный и не ограниченный в родительских правах.

Закон вступил в силу 10 января 2016 года.

  1. Ограничение права управления транспортным средством

С 15 января 2016 года вступили в силу изменения в закон «Об исполнительном производстве», которыми приставам-исполнителям предоставлено право устанавливать временное ограничение на пользование должником специальным правом, например, управления автомобилем, до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Такое право возникает у пристава-исполнителя в случае неисполнения без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения следующих требований, содержащихся в исполнительных документах:

— о взыскании алиментов;

— возмещении вреда здоровью;

— возмещении вреда в связи со смертью кормильца;

— возмещении имущественного ущерба или морального вреда, причиненных преступлением;

— требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей;

— требований о взыскании административного штрафа за нарушение порядка пользования специальным правом.

Временное ограничение управления транспортным средством не может применяться в случае:

— если оно лишит должника основного законного источника средств к существованию;

— если использование транспортного средства является для должника и членов его семьи единственным средством обеспечения жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности к месту жительства;

— если должник – инвалид, пользующийся транспортным средством или на его иждивении находится инвалид 1 или 2 группы;

— если сумма долга не выше 10 тыс. руб.;

— если предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения исполнительного документа.

Одновременно законом введена административная ответственность за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом в виде обязательных работ на срок до 50 часов или лишения специального права на срок до 1 года.

  1. Налоговый вычет для родителей в 2016

С 01.01.2016 вступили в силу изменения в Налоговом законодательстве Российской Федерации о стандартных налоговых вычетах.

Законом установлено, что стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок в размерах:

— 1400 руб. – на первого ребенка;

— 1400 руб. — на второго ребенка;

— 3000 руб. – на третьего и каждого последующего ребенка;

— 12000 руб. – на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом 1 или 2 группы;

— те же правила распространяются на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, только налоговый вычет на детей-инвалидов и учащихся очной формы составляет 6000 руб.

Единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю налоговый вычет предоставляется в двойном размере и прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Если ребенок находится за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает ребенок.

Если один из родителей (приемных родителей) письменно отказался от получения налогового вычета, то второй родитель вправе получать налоговый вычет в двойном размере.

  1. Последствия расторжения трудовых отношений при наличии служебного найма жилого помещения

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.

Частью 3 статьи 104 Кодекса определено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Таким образом, законодатель установил прямую зависимость между правом проживания в служебном жилом помещении и наличием трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений автоматически ведет за собой прекращение права проживания в служебном жилом помещении. В то же время в случае расторжения договора найма служебного жилого помещения не влечет за собой прекращение трудовых отношений.

  1. Права подозреваемого после задержания и доставления в орган дознания или следствия

С 10.01.2016 вступили в силу изменения в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации о праве подозреваемого не позднее 3-х часов после задержания и доставления в орган дознания или следствия в присутствии дознавателя или следователя совершить на русском языке звонок родственникам или близким в целях их уведомления о задержании и месте его нахождения, о чем должна быть сделана отметка в протоколе задержания.

В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания.

В случае задержания адвоката дознаватель или следователь обязаны уведомить адвокатскую палату субъекта Российской Федерации.

Законом установлено, что при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.

  1. Об индексации некоторых соцвыплат с 1 февраля 2016 г.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2016 г. N 42 «Об установлении с 1 февраля 2016 г. размера индексации выплат, пособий и компенсаций» предусмотрена индексация на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 г. и установленным в 2015 г. размером индексации некоторых выплат, пособий и компенсаций.

Индексация коснется выплат, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; ветеранам; женщинам, имеющим детей; детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей; детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения со службы.

Представленным распоряжением данные выплаты будут проиндексированы на 7 процентов.

Постановление вступило в силу с 1 февраля 2016 г.

  1. Постановлением Правительства Российской Федерации внесены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2016 N 23 внесены изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации.

Теперь, при управлении автомобилем с опознавательным знаком «Инвалид» необходимо иметь при себе документ об инвалидности.

Также предусмотрено, что действие дорожных знаков 3.2 «Движение запрещено», 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено», 3.28 «Стоянка запрещена», 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца» не распространяется на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на этих транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид».

  1. О расширении полномочий ФНС России в сфере банкротства

Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесены поправки в КоАП РФ – ст. 14.13 – «Неправомерные действия при банкротстве».

Если руководство юридического лица или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, при наличии оснований не подало заявление о банкротстве, налоговые органы вправе самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности в виде штрафа. За повторное в течение года нарушение арбитражный суд по обращению налогового органа может дисквалифицировать виновных должностных лиц.

Кроме того, налоговые органы получили право составлять протоколы об административном правонарушении за неисполнение судебного акта, которым контролирующее должника лицо привлечено к субсидиарной ответственности. Арбитражный суд по результатам рассмотрения таких протоколов сможет дисквалифицировать нарушителей.

Этим же Законом смягчена ответственность за нарушения арбитражными управляющими и иными профессиональными участниками процедур банкротства, а также за неисполнение должником обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о банкротстве. Теперь за указанные нарушения, совершенные впервые, виновные должностные лица не могут быть дисквалифицированы. Также к профессиональным участникам процедур банкротства, нарушившим положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» впервые, может быть вынесено предупреждение. Если уже привлеченное к ответственности должностное лицо повторно совершит указанное административное правонарушение в течение года, то арбитражный суд вправе его дисквалифицировать.

Кроме того, сообщается, что поправками, внесенными названным Законом в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в отношении банкротства застройщиков и гражданина-должника:

смягчены условия для погашения требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства;

упорядочен порядок оплаты услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим в деле о банкротстве гражданина;

уточнен перечень сведений о банкротстве гражданина, подлежащих опубликованию, а также условия и порядок банкротства гражданина и распределения его имущества с участием нотариуса в случае смерти гражданина-должника.

 

  1. За субъектами Российской Федерации закреплено право предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капремонт

Федеральным законом от 29.12.2015 № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за субъектами Российской Федерации закреплено право предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капремонт.

Законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капремонт, рассчитанного исходя из минимального размера такого взноса на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, — в размере 50 процентов, 80 лет, — в размере 100 процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, — в размере 50 процентов, 80 лет, — в размере 100 процентов.

Кроме того, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено, что инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капремонт, но не более 50 процентов взноса, рассчитанного исходя из минимального размера такого взноса на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года

  1. Правила содержания общего имущества

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 № 1434 скорректированы некоторые акты Правительства РФ, регулирующие деятельность в сфере ЖКХ.

Так, в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, расширен перечень технической документации на многоквартирный дом. В частности, в него включены документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества, акты проверок и паспорта готовности к отопительному периоду.

Кроме того, дополнен перечень документов, связанных с управлением многоквартирным домом. В него включили списки собственников и нанимателей помещений, договоры об использовании общего имущества, оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников и др.

Поправками к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, регионам предоставлено право увеличивать продолжительность отопительного сезона с учетом климатических особенностей.

Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 дополнены новым разделом. Он устанавливает порядок прекращения данной деятельности. Это может быть связано с исключением сведений о доме из реестра лицензий региона, прекращением действия лицензии или ее аннулированием.

  1. Изменились правила регистрации и перерегистрации организаций

С начала года введена практика предварительного уведомления налогового органа и иных заинтересованных лиц об изменении места нахождения юридического лица. О намерении фирмы сменить место нахождения будет производиться соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Причем юрлицо обязано уведомить налоговую инспекцию о предстоящем переезде в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об изменении места своего нахождения.

Представить документы на перерегистрацию учредители смогут только по истечении 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ указанной записи (ст. 4 Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Кроме того, к заявлению об изменении места нахождения юрлица необходимо приложить документы, подтверждающие наличие у организации или ее учредителя права пользования объектом недвижимости по новому адресу.

Одновременно налоговые инспекторы получили право проверять сведения, представляемые собственниками юрлиц для внесения в ЕГРЮЛ, или уже включенные в ЕГРЮЛ сведения. Так, если у государственного регистратора появились обоснованные сомнения в достоверности данных, он вправе приостановить регистрацию на время проведения проверки на срок до одного месяца. Для проверки достоверности включаемых или включенных в государственный реестр данных налоговый орган вправе изучать имеющиеся у него документы и сведения, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем, получать необходимые справки и сведения и т. д. Кроме того, налоговики получили право осматривать сами объекты недвижимости.

 

  1. Об уточнении порядка помещения несовершеннолетних преступников в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

 

Федеральным законом от 23.11.2015 № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» внесены поправки, касающиеся производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Так, изменения касаются ситуации, когда подросток совершил преступление, но не может быть привлечен к уголовной ответственности в силу своего возраста либо отставания в психическом развитии.

Согласно внесённым изменениям, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела (или о его прекращении) будут передавать в комиссию по делам несовершеннолетних (далее – КДН) представители всех правоохранительных органов, расследующих конкретный инцидент с участием несовершеннолетнего.

Напомним, что в настоящее время эта обязанность возложена только на органы внутренних дел и прокуратуры (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Другое нововведение касается срока, в течение которого КДН должны решить вопрос о применении к несовершеннолетним преступникам мер воспитательного воздействия или направления суду ходатайства об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (например, закрытые школы). На это КДН отводится 10 дней с момента поступления материалов.

Кроме того, законодатель дополнил перечень оснований, при наличии которых с несовершеннолетними должна проводиться индивидуальная профилактическая работа.

Так, к ним добавлены содержащиеся в постановлении руководителя следственного органа сведения о том, что несовершеннолетний является безнадзорным или беспризорным, занимается попрошайничеством, употребляет наркотики или алкоголь и т. п. (п. 1 ст. 5 Закона № 120-ФЗ), тогда как сегодня решение об организации такой работы принимается на основании указанных сведений, содержащихся в судебном акте, постановлениях комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел и т. д. (ст. 6 Закона № 120-ФЗ).

 

13.Об уголовно- и уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации, содержащем систему гарантий, призванных минимизировать применение принуждения к несовершеннолетним в уголовном процессе.

 

Законом установлены специальные нормы, регулирующие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и судопроизводства по таким делам, что позволяет воплотить в жизнь выработанный в мировом сообществе приоритет защиты и соблюдения прав и интересов несовершеннолетних.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее УПК РФ) имеется специальный раздел XVI, в который включена самостоятельная глава 50, содержащая перечень норм, регулирующих вопросы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Особенности привлечения к уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним установлены в главе 14 раздела V Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

Отличительной чертой судопроизводства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних является предоставление подросткам, в сравнении со взрослыми, дополнительных гарантий: повышенная защита их прав, дополнительные основания для освобождения от уголовной ответственности, назначение более мягкого наказания, смягчение условий отбывания наказания.

Так, при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, их допрос осуществляется при обязательном участии защитника, а в случае, если несовершеннолетний подсудимый не достиг 16 лет, — также педагога или психолога.

Участие педагога или психолога обязательно и в том случае, если подсудимый достиг 16-летнего возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии.

Закон не предусматривает применение особого порядка принятия судебного решения в отношении несовершеннолетнего обвиняемого. Указанное положение распространяется и на лиц, достигших совершеннолетия ко времени судебного разбирательства.

В случае осуждения к лишению свободы лица, не достигшего к моменту вынесения приговора 18-летнего возраста (ч. 3 ст. 58 УК РФ), суд в соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ назначает отбывание наказания в воспитательной колонии независимо от категории совершённого преступления.

Если лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление в несовершеннолетнем возрасте, на момент постановления приговора достигло совершеннолетия, то назначенное судом наказание оно отбывает в исправительной колонии общего режима.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 УК РФ судимости за преступления, совершённые лицом в возрасте до 18 лет, не учитываются при признании рецидива преступлений, в том числе в случаях, когда судимость не снята и не погашена. Также не учитываются судимости, снятые и погашенные в порядке, предусмотренном ст. 95 УК РФ (сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет).

Вместе с тем, в соответствие со ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причинённый моральный и материальный вред на общих основаниях.

Однако в тех случаях, когда у осуждённого, не достигшего возраста 18 лет, нет доходов или иного имущества, достаточного для возмещения вреда, он должен быть возмещён полностью или в недостающей части его родителями (лицами, их заменяющими), если они не докажут, что вред возник не по их вине.

 

  1. Основания отвода участников уголовного судопроизводства.

Главой 9 УПК РФ предусмотрен ряд обстоятельств, при которых участники, осуществляющие производство по уголовному делу, — судья, прокурор, следователь, дознаватель — подлежат устранению из процесса.

Указанные лица не могут участвовать в производстве по уголовному делу, если они в настоящее время участвуют или раньше участвовали в нём, но в другом качестве или же состоят в родстве с кем-либо из других участников уголовного судопроизводства, что порождает неразрешимые сомнения в объективности, беспристрастности этих должностных лиц.

Названные должностные лица не могут участвовать в производстве по уголовному делу и во всех других случаях, когда такие сомнения имеют место. Чаще всего они основываются на существовании дружеских или, наоборот, неприязненных отношений с кем-либо из участников уголовного процесса со стороны обвинения или со стороны защиты, что дает основание предположить о заинтересованности судьи, прокурора, следователя или дознавателя в исходе дела.

Необходимо отметить, что любое обстоятельство, исключающее участие в уголовном судопроизводстве, должно быть установлено достоверно, оно не может основываться на предположениях, догадках, слухах и сплетнях. При установлении обстоятельств, исключающих участие перечисленных лиц в производстве по уголовному делу, эти лица обязаны устраниться от участия в производстве по уголовному делу, заявив самоотвод.

Участие в производстве по уголовному делу лиц, подлежащих отводу, является основанием для отмены приговора. Если самоотвод не заявлен, иные участники процесса (кроме судьи) могут заявить вышеназванным лицам отвод, указав его причину. В противном случае основания для устранения лица из уголовного судопроизводства будут отсутствовать.

Об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления об отводе судья, прокурор, следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление, а суд — определение, которое должно быть доведено до сведения лица, заявившего отвод. Данное решение суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, может быть обжаловано в порядке главы 16 УПК РФ.

 

15. Прекращение уголовного преследования вследствие акта об амнистии.

 

Акт об амнистии — это принятое в установленном законом по­рядке Государственной Думой постановление об освобождении от уголовной ответственности определенных категорий лиц, совер­шивших указанные в нем преступления, которое влечет за собой прекращение уголовного преследования по п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ. В случае прекращения уголовного преследования по этому осно­ванию требуется согласие подозреваемого или обвиняемого.

По общему правилу амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были совершены до издания  данного акта. В соответствии с амнистией прекращаются производством дела, находящиеся в стадии расследования, или дела, законченные расследованием и направленные в суд для рас­смотрения по существу.

Решение о применении либо неприменении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально.

Прекращение уголовного дела вследствие акта об амнистии процессуально оформляется в виде постановления при наличии соответствующего заявления лица, совершившего преступление, о согласии с прекращением уголовного преследования, а также до­кументально подтверждаемых в деле обстоятельств, указанных в постановлении об амнистии, являющихся основаниями освобож­дения от уголовной ответственности.

Признание или непризнание обвиняемым своей вины не имеет значения для ре­шения вопроса о прекращении уголовного дела вследствие акта об амнистии.

Если по уголовному делу осуществляется уголовное преследо­вание нескольких лиц, а правила амнистии касаются одного из них (или даже и нескольких), уголовное преследование прекращается только в отношении того лица или тех лиц, на действия которых распространяется амнистия. Уголовное дело в отношении иных лиц в таком случае расследуется в общем порядке. Лица, в отно­шении которых уголовное преследование было прекращено вслед­ствие акта об амнистии, в дальнейшем допрашиваются в качестве свидетелей.

В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор утверждает постановление дознавателя о прекращении производства по уго­ловному делу по данному основанию.

16. Действия, связанные с осквернением зданий или иных сооружений, порчей имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, уголовным законом признаются вандализмом, наказание за которое предусмотрено ст. 214 УК РФ.

 

Наиболее распространенными предметами преступления являются здания, подъезды многоквартирных домов, клубы и кинотеатры, общественный транспорт и т.д. Объективная сторона преступления состоит в осквернении или порче предметов, на которые совершается посягательство. Осквернение означает приведение внешнего вида здания или иного сооружения в оскорбительное, непристойное с точки зрения общественной нравственности состояние (нецензурные надписи, рисунки циничного характера, загрязнение нечистотами и т.п.). Порча означает повреждение, приведение в негодность имущества на общественном транспорте, в иных общественных местах (изрезанные сиденья, погнутые поручни, сожженные почтовые ящики, рисунки граффити политического, религиозного содержания и т.п.). Ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее 14-возраста. Максимальное наказание предусмотрено ч. 2 ст. 214 УК РФ (совершение вандализма группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы) в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.

 

17. Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения.

Временное отстранение от должности в уголовно-процессуальном законодательстве — это мера процессуального принуждения, которая заключается в наложении запрета на подозреваемого, обвиняемого выполнять свои служебные обязанности в пределах сроков предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела.

Данная мера применима к подозреваемым и обвиняемым, которые являются служащими, занимающими должности как в государственных, так и в негосударственных учреждениях, обладающие признаками должностного лица. К иным участникам уголовного судопроизводства и посторонним лицам она применена быть не может.

Временное отстранение от должности применяется и к высшим должностным лицам субъекта РФ (главе администрации области, края, председателю правительства, президенту республики в составе Российской Федерации и т.д.)

Не могут быть отстранены от работы подозреваемые, обвиняемые, не являющиеся должностными лицами (например, рядовые офисные сотрудники, продавцы, водители, другие рабочие и рядовые служащие).

Данная мера процессуального принуждения применяется в целях предотвращения возможности использования служащим своего положения для воспрепятствования производству по уголовному делу. Речь идет о тех ситуациях, когда есть основания полагать, что подозреваемый, обвиняемый, оставаясь на этой должности, продолжит преступную деятельность, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Меры пресечения и отстранение от должности могут быть применены как одновременно, так и последовательно, исходя из обстоятельств дела. Когда в качестве меры пресечения избран домашний арест или заключение под стражу, основанием для отстранения от должности могут быть сведения о том, что обвиняемый или подозреваемый продолжает руководить предприятием, использует свое служебное положение для продолжения преступной деятельности или воспрепятствование производству по уголовному делу.

Временное отстранение от должности ограничивает конституционное право свободно выбирать род деятельности и профессию, поэтому Законом установлен судебный порядок применения данной меры.

При наличии оснований дознаватель либо следователь с согласия прокурора или руководителя следственного органа выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о применении временного отстранения от должности, которое направляется в районный суд по месту проведения предварительного расследования и подлежит рассмотрению единолично судьей в течение 48 часов с момента его поступления.

По итогам рассмотрения ходатайства судья выносит мотивированное постановление. Копия постановления направляется по месту работы подозреваемого (обвиняемого) либо в вышестоящую организацию. Постановление подлежит немедленному исполнению. Контроль за его исполнением осуществляет следователь или дознаватель. Администрация предприятия, учреждения, куда направлено постановление, обязана уведомить об отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности.

В отношении высших должностных лиц субъекта РФ действует особый порядок применения данной меры процессуального принуждения. В случае предъявления такому должностному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении указанного лица от должности. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления рассматривает его и принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

Лица, к которым было применено временное отстранение от должности, имеют право на получение ежемесячного государственного пособия в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Решение об отстранении от должности действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока не отпала необходимость.

В случае прекращения уголовного дела или вынесении обвинительного приговора эта мера принуждения отменяется. Если дело прекращается по реабилитирующим основаниям или судом постановляется оправдательный приговор, то у лица, к которому она была применена возникает право на возмещение причиненного ему вреда, в том числе на восстановление в прежней должности и на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием, которое оно получало, будучи отстраненным от должности.

 

18.Добровольный отказ от преступления.

 

В ходе осуществления преступной деятельности могут появиться различные факторы, в результате которых лицо отказывается от своих первоначальных планов совершения преступления и прекращает преступную деятельность, осознавая при этом, что можно было довести задуманное до конца. В уголовном праве такие ситуации закреплены в институте добровольного отказа (статья 31 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Согласно вышеуказанной норме закона лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца, и если фактически совершенное им деяние не содержит иной состав преступления (например, приготавливаясь к убийству, человек похищает пистолет. После хищения оружия он отказывается от реализации своего умысла на убийство. В этом случае субъект не несет ответственности за приготовление к убийству, но подлежит уголовной ответственности за хищение огнестрельного оружия). Необходимыми признаками отказа от преступления являются добровольность и окончательность.

Добровольность означает, что лицо, осознавая возможность доведения преступления до конца, проявляет свою волю, решимость и само без какого-либо принуждения прекращает начатое посягательство. Мотивы добровольного отказа могут быть различными (страх наказания, жалость к жертве, стыд перед родственниками и т.п.) и значения не имеют. В то же время признака добровольности не будет, если лицо вынужденно отказывается от завершения преступления из-за каких-либо объективных препятствий, которые затрудняют окончание преступления, либо делают это невозможным (К примеру, появление в доме хозяев, засада работников милиции).

Окончательность предполагает полное, бесповоротное прекращение лицом начатого преступного посягательства, без намерения продолжить его в дальнейшем. Так, если лицо прекратило начатые действия (покушение на убийство), поскольку преступный результат не наступил по независящим от него обстоятельствам (например, промах при выстреле), с намерением повторно совершить данное преступление в более благоприятной обстановке, признака добровольности не будет. При наличии условий добровольный отказ полностью исключает уголовную ответственность за преступление, к которому лицо готовилось либо на которое совершало покушение.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *